• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Тааббуд и тайна поклонения. Часть 3

Время чтения: 4 мин
2738

Чтение Благородного Корана и произнесение ежедневно повторяемых молитв и зикров с пониманием и осознанием их смысла являются желательными действиями (мустахаб), мы получим от них пользу, так как эти действия имеют свое влияние на некоторые наши чувства. Мы надеемся, что даже такое маленькое старание, словно капли дождя, послужат причиной пробуждения семян, находящихся в земле. Человек же должен стараться извлечь еще большую пользу. Для того, чтобы открыть еще более глубокие горизонты познания, человек должен проявить силу воли. Необходимо стараться от чистого сердца произносить каждое слово, каждое выражение с чувством глубокого понимания и осознания. Осознанные действия преумножают результат в тысячу раз. С другой стороны, будет ошибочным перестать что-либо делать, рассуждая следующим образом: «Я все равно не понимаю и не осознаю то, что делаю». Поэтому нельзя останавливаться в проявлении усердия в поклонении Всевышнему.

Две мудрости от Хасана аль-Басри

Хасан аль-Басри сказал следующее: «Человеку, превосходящему других людей в знаниях, будет к лицу превосходить их и в добродетели». Чем более ответственный пост занимает человек, тем сильнее должна быть его связь со Всевышним, следовательно, он должен произносить ежедневных молитв и зикров больше, чем обычные люди. Причины этого можно перечислить следующим образом: 1) Люди, несущие большую ответственность, нуждаются в большем количестве дуа, зикров и покровительстве Аллаха. 2) Для более сильной веры, требуемой на этой позиции, человеку необходимо увеличить и объем обрядов поклонения. Другими словами, сила веры человека естественным образом заставит его совершать больше зикров. 3) Следуя словам Пророка (мир ему): «Как же мне не быть благодарным рабом?», - такой человек должен постоянно стремиться к поклонению, чтобы быть благодарным рабом. Кроме того, на руководителя равняются другие люди, и ему не позволены некоторые слабости, которые позволены обычным людям. Поэтому, чтобы нахождение на посту стало эффективным, необходимо иметь прочную связь со Всевышним, что обеспечивается путем постоянных ежедневных зикров и добровольных молитв.

Хасану аль-Басри также приписывают и другую мудрость, которая гласит: «Мы желали знания для этого мира, а знания увели нас в потусторонний». Хасан аль-Басри был одним из выдающихся Табиинов (представителем поколения мусульман, видевших сподвижников Пророка). И мы не ошибемся, если скажем, что «Табиины на первый взгляд превосходили Сахабов (Сподвижников Пророка) в поклонении и знаниях». Однако Сахабы были представителями другого аспекта имана и поклонения. Этот аспект заключается в защите религии, в передаче ее в целости и сохранности другим поколениям, в приготовлении хорошей почвы для поклонения и знания. Если бы не было Сахабов, не было бы и религии. Поэтому их век является самым лучшим, а они получают свою долю вознаграждения, исходящую от добродетели последующих поколений.

Несомненно, век Табиинов является временем, когда знание и использование этого знания во благо были на самом высоком уровне. В одном хадисе сказано следующее: «Первой пользой, которую извлекает человек из знания, является хушуг (страх смешанный с любовью, глубокое смирение и почтение перед Аллахом)». На сегодняшний день мы потеряли это почтение перед Аллахом в области знания. Потеряв хушуг, мы потеряли все.

Хушуг в намазе

В 4 аяте суры «Подаяние» (Маун) говорится: «Горе же молящимся!» Здесь речь идет об ошибках и небрежностях, совершенных в молитве. В 4 аяте суры ан-Ниса говорится: «Когда они становятся к молитве, то делают сие небрежно, лишь напоказ перед людьми». В хадисах такая молитва описывается нечеловеческими эпитетами. Намаз является человеческим проявлением. Однако если молитва не совершается "по-человечески", то ее движения сравниваются с движениями животных. Например, о тех, кто уходит на поясной поклон раньше имама, в хадисах сказано следующее: «Вы что, хотите, чтобы Аллах превратил ваши лица в морды ослов после такого поклона?!». Это значит, что движение раньше имама выходит за рамки поклонения. «Когда кто-нибудь из вас уходит на земной поклон, пусть не делает это, словно петух, склевывающий зернышко», - говорится в хадисе. То есть касание лбом земли сравнивается с животным движением. «Пусть не расставляет руки, как собака», - говорится в хадисе. Пророк (мир ему) уделял особое внимание тому, чтобы каждое движение молитвы, будь то сидение, земной поклон, поясной поклон или стояние, отличалось бы от присущих животным движений.

Посланник Аллаха (мир ему) призывает нас к некоему комплексу человеческих движений. Таким образом, чувства хушуг и худуг можно выразить только этими формами. Если ты заявляешь, что ты имеешь эти чувства, то тебе необходимо избавиться от животных форм. Но, к сожалению, не каждому человеку это удается.
(Продолжение следует)

Социальные комментарии Cackle