• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Тааббуд и тайна поклонения

Время чтения: 5 мин
4628

В поклонении Всевышнему Аллаху, в стремлении к Его довольству и в мольбе Ему заложена некая тайна. Другими словами, раб божий может не знать вложенный в эти понятия смысл, но исполнять свои обязанности лишь только потому, что это приказано Аллахом, и таким образом показывать Аллаху свое послушание. С помощью поклонения человек может обрести питание для своего сердца, духа и чувств, а также может обрести духовное рвение к Аллаху. А если человек немного подумает, то он увидит и другие виды мудрости и пользы, кроме перечисленных выше.

Например, разум подсказывает нам, что закят является своеобразным мостом между бедными и богатыми, а также средством установления теплых отношений между людьми, средством предотвращения распрей и раздоров. Если поразмыслить о хадже, то можно увидеть, что, c одной стороны, являясь своего рода путешествием, он дает возможность отдохнуть и прийти в себя, а с другой стороны, он является неким конгрессом всего исламского мира. По поводу поста можно сделать вывод, что он учит человеческий нафс послушанию, является своего рода диетой и улучшает здоровье человека.

Но верующий человек ни в коем случае не связывает свое поклонение с выгодой и пользой. Потому что он знает: в поклонении главным является «тааббуд», то есть действовать так, как сообщено и приказано Аллахом, невзирая на наличие или отсутствие пользы, на понимание или непонимание обрядов поклонения, при этом осознавая, что в этих приказах есть множество мудростей, непостижимых для разума поклоняющегося. Даже если верующий, как и в случае с закятом, постом и хаджом, усмотрит некоторые мудрости в распределении намаза на определенные временные отрезки, в различии в количестве ракятов, в самих ракятах, в поясных и земных поклонах и в положении стоя (кыям), он будет выполнять все это, прежде всего, из-за того, что таков приказ его Господа, и в методологии фикха данное свойство поклонения называется «тааббуд».

Другой важный аспект тааббуда заключается в том, что вы не усматриваете причинно-следственной связи между тем, что вы совершаете и теми дарами, которыми потом вас одарит Всевышний. Например, вы регулярно совершаете молитву, а затем вы будете удивлены тому, как будут воплощены ваши мирские или загробные, сердечные или духовные, разумные или чувственные желания. Здесь имеется один нюанс: тааббуд стимулирует тааббуд и развивает в вас чувство поклонения только из-за того, что это приказано Всевышним.

Давайте поразмыслим над чудесами нашего Господина и Заступника в День Суда (мир ему). Как луна раскололась на две части от указания лишь одного его (мир ему) пальца на земле?! Каким образом дерево подошло к нему (мир ему), когда он поманил его пальцем?! Как могла еда на десять человек стать благодатной и накормить семьсот лишь от того, что он (мир ему) два-три раза провел по ней своими благословенными руками?! Совершенно ясно, что не стоит искать разумную причинно-следственную связь в этих явлениях, а остается только сделать вывод, что Аллах проявил свое особое снисхождение и щедрость к своему любимому рабу. Подобным образом у человека, видящего плоды своего поклонения, проявляющиеся в виде благ и даров в его поведении, в его духовной и сердечной жизни, усиливается и чувство тааббуда. Следует также отметить, что тааббуд является важным чувством еще из-за того, что оно порождает чувство искренности и бескорыстия в поклонении, так как человек совершает богоугодные дела только из-за того, что это приказано самим Всевышним Аллахом. Тааббуд развивает желание Его Довольства и Благоволения. Чувство тааббуда имеется не только в обязательных действиях (фард), но в определенной степени присутствует и в основах личной, семейной и общественной жизни. Человек может иметь намерение исполнять то, что приказано и в своих ежедневных делах. Такое намерение может быть в привычных и рутинных обязанностях, несмотря на то, что в этих делах больше присутствует целесообразность, логика и мудрость. Таким образом, если человек будет искренне совершать свои обычные дела ради довольства Аллаха, например, следуя примеру нашего Пророка (мир ему), будет есть, спать, ходить, как он, и будет во всех своих делах стараться быть похожим на него (мир ему), то он превратит все свои ежедневные дела в поклонение.

Главная мысль принципа тааббуд состоит в том, что Великий и Всемогущий Аллах является истинным Владыкой (Малик) и истинным Распорядителем (Мутасарриф), а люди являются его рабами, а стало быть, и собственностью. Владелец собственности распоряжается ею так, как захочет. Это означает, что в выборе нашего поведения и действий Аллах является Абсолютным Правителем (Хааким). Вместе с тем, Всевышний Аллах в бытовых делах наделил человека определенным наместничеством и позволил человеку вмешиваться в окружающие его предметы, но это всего лишь относительное владычество. Другими словами, человек должен с чувством тааббуда подчиняться Абсолютному Правителю и Абсолютному Распорядителю, при этом в обычных своих делах использовать дарованное ему относительное право и вмешиваться в предметы. Но, используя это право, человек должен не забывать, что истинным владельцем имущества и Истинным Создателем всех причин является Аллах.

Всевышний Аллах во Вселенной создал некоторые законы: закон действия и противодействия, закон силы трения, закон гравитации и т. д., которые мы могли бы назвать термином «Привычные дела Аллаха» (Аадаат Субхания). Например, трава и деревья растут, развиваются и плодоносят до тех пор, пока они получают солнечный свет и воду. Рост, развитие и плодоношение растений за счет воды – тоже один из законов Аллаха. На самом деле, результат, который получился бы и без воды, создает Аллах, но он создал воду в качестве причины. Мы же, зная об этой причине, разрабатываем различные способы орошения, в зависимости от современных условий, науки, технологии и понимания, и применяем их на практике. Когда мы сеем, мы ищем, находим и применяем тот способ посева, который дал бы нам максимальный результат от этого семени.

Но когда мы сеем, мы рассуждаем следующим образом: «То, что я делаю, это всего лишь причина. Результат от Аллаха. Если это вырастет, то только с позволения Аллаха. Если что-то и приумножится, то только благодаря Аллаху. Однако Он сделал из причин завесу своему Господству и Величию». Другими словами, Господство и Могущество требуют, чтобы с точки зрения разума, причины были бы завесой Длани Господней. А Единобожие и Величественность требуют, чтобы причины не вмешивались в истинное влияние. Таким образом, если мы будем связывать с тааббудом даже перечисленные выше примеры, будем поклоняться Аллаху и будем использовать эти причины, данные нам в качестве нашего права и возможности, хоть и относительного, вмешиваться в предметы и явления, которые Он и приказал использовать, мы сможем постичь истинное поклонение.

(Продолжение следует)

Социальные комментарии Cackle