Можно ли говорить в мечети о мирском?
Наши мечети – это дома Аллаха, атмосфера которых наполняет нас счастьем и волнением. Наши сердца так же можно сравнить с домом Аллаха, так как нашими сердцами мы поминаем Аллаха и размышляем о Нем. Наши сердца всегда обращены к Аллаху, и Он смотрит на них. Поэтому и вне мечетей мы должны стыдиться пустых и бессмысленных разговоров. Если рассматривать мечети с точки зрения общественного права поклонения, то необходимо проявлять уважение к религиозным чувствам каждого верующего, приходящего туда, и нужно стараться не причинять беспокойства другим.
В мечетях можно говорить, если это действительно необходимо. Любой вопрос имеющий значение для общества или религии, можно обсуждать и в мечети, как и в любом другом месте. Во времена сподвижников, мечети были одним из главных мест, где обсуждались, религиозные, общественные, политические и военные вопросы. Точно так же глава Исламского государства обращался с речью к людям, именно в мечети, и там же принимал тех, у кого имелись вопросы.
Однако затем с увеличением населения и появлением различных административных зданий и структур, многие обязанности были возложены именно на эти структуры, а мечети стали использоваться исключительно для совершения поклонения. Как мы уже говорили в мечетях разрешено разговаривать, при условии, что это не пустая болтовня. Но в мечетях нельзя разговаривать громко, а так же громко смеяться, так как это причиняет беспокойство тем, кто занят поклонением.
Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) советовал считать мечети «своим домом», так как там человек обретает душевное спокойствие. Например, в риваяте переданном от Анаса (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пустые разговоры и громкий смех в мечети, являются причиной мрака в могиле» (Джамиус-Сагир 2/2555).
Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) разделял смех соответствующий адабу, и громкий хохот, служивший признаком неуважения. В риваяте переданном от Хасана аль-Басри сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Существует два вида смеха, одним из них Аллах доволен, а другой вызывает Его гнев. Смех, которым доволен Аллах – это смех радости, когда верующий встречает своего брата, и который наполнен любовью. А смех, который вызывает гнев Аллаха – это смех причиняющий неудобство другим; издевательский смех; и смех над грубыми и непристойными шутками. Таким образом, те, кто издевается над другими, будут брошены в Ад, на глубину семидесяти лет падения» (Джамиус-Сагир 2/2556).
Таким образом, находясь в мечети, прежде всего, следует сосредоточиться на поклонении, и следует избегать пустых и бессмысленных разговоров.
Islam-Today