7 вещей для увеличения достатка
Мусульмане знают, что, согласно вероубеждению, ризк (пропитание, достаток) предопределён ещё до рождения человека.
Каждый непременно получит предписанное ему, и никто, кроме Всевышнего не в силах отнять или прибавить это. Аллах Субханаху ва Тааля распределяет ризк между своими творениями по своей мудрости и знанию:
«Если бы Аллах увеличил удел Своим рабам, они стали бы бесчинствовать на земле. Однако Он ниспосылает его в меру, как пожелает. Воистину, Он ведает о Своих рабах и видит их» (Аш-Шура, 27).
Истинность предопределения можно наблюдать и в том, что порой люди весьма профессиональны, старательны и умны, однако им не удаётся получать желаемых сумм на руки: либо они постоянно уходят на другие цели, не доставляя личной радости, либо по каким-то иным обстоятельствам не доходят до того, кто их заработал.
Другим же богатства достаются без труда и счёта, и таких называют везунчиками. Всё это свидетельствует о некой силе, не подчиняющейся законам логики, не зависящей от каких-либо причин.
Но не стоит видеть в этом несправедливость, думая, что многим богачам средства достаются незаслуженно. Ведь, как говорилось выше, Аллах обладает мудростью и знанием о своих рабах.
Богатство является большим испытанием для человека. Бывает, Господь кого-то словно бы заваливает всеми мирскими благами, но на деле, они оборачиваются для него проклятьем.
Мирское заставляет забыть о Всевышнем, отдаляет от поклонения, искушает на совершение разного рода грехов. И часто это признак того, что Аллах отвернулся от верующего, потому как он стремился к мирскому, а не к Создателю. Есть над чем задуматься:
«Разве они не видят, что Аллах увеличивает или ограничивает удел, кому пожелает? Воистину, в этом – знамения для людей верующих!» (Ар-Рум, 37).
Разумеется, каждый должен прикладывать усилия, чтобы заработать на пропитание, и это тоже испытание. Ибо цель верующего не размер ризка, а прежде всего его дозволенность.
Он твёрдо знает, что получит свою долю, поэтому не жертвует своими обязанностями перед Всевышним и не откладывает поклонение, переживая, что это помешает ему заработать на жизнь.
Желание жить в комфортных условиях, в достатке – естественное желание человека. Ведь это улучшает моральное самочувствие и предоставляет богобоязненному человеку возможность и силы проявлять усердие в богослужении.
В связи с этим учёные ислама, в результате опыта и наблюдений, основанных на религиозных знаниях, выявили, что раб может увеличить своё благосостояние за счёт бараката (благословения).
Для этого необходимо искренне и достойно соблюдать возложенные Всевышним обязанности, остерегаться запретного и следовать благородным наставлениям Корана и Сунны Посланника Аллаха ﷺ.
Итак, учёные выделили несколько духовных причин, которые способствуют избавлению человека от материальной тесноты:
1. Не умалять значимость дарованных Всевышним благ и благодарить за них:
«Если вы будете благодарны, то Я одарю вас ещё большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки!» (Ибрахим, 7).
Поистине, человек обладает бессчётным количеством милостей, о которых забывает в силу того, что просто привыкает к ним. Необходимо размышлять и помнить о них.
2. Часто поминать Аллаха (зикр) и жить согласно заповедям Корана:
«А кто отвернётся от Моего поминания (зикра и Корана), того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» (Та Ха, 124).
Тот, кто заявляет о себе, как о верующем и в то же время не соблюдает религию, подвергается испытаниям, отчего жизнь кажется тесной и беспросветной. В другом аяте Господь говорит:
«Мы подвергли их лишениям, быть может, они раскаются за свои грехи…» (Аль-Анам, 42).
То есть Всевышний продолжает проявлять милость, давая рабам возможность опомниться, вернуться на прямой путь. А значит, трудности должны подтолкнуть человека к переосмыслению своих действий, и не всегда они являются наказанием.
3. Совершать намаз наилучшим образом.
Учёные говорили: «Кто отдаёт должное совершению намазов, тот обязательно обретает благополучие и широту пропитания».
Пятикратный намаз – самая важная обязанность в жизни мусульманина. Это право Великого Аллаха, перед которым дрожат даже небеса и горы. Лишь человек проявляет беспечность, забывая чьим созданием и рабом он является.
Верующему не подобает отдавать предпочтение мирским делам, совершая намаз на бегу, между ними. Наоборот, вся его жизнь выстраивается вокруг намаза.
А Пророк ﷺ настораживал: «Если увидите, как некто читает намаз, допуская несовершенство в поясном и земном поклонах, пожалейте его детей!» (Муслим, Салят, 45).
Аллах Азза ва Джалля не оставит без помощи своего раба, который исправно соблюдает Его право в поклонении!
Это интересно: Суть кредита перед Всевышним
4. Не спать до восхода солнца после прочтения утренней молитвы.
В преданиях говорится, что однажды Пророк ﷺ вошёл в дом к своей дочери Фатиме (р.а.). Ещё не взошло солнце, а Фатима, из-за усталости и недосыпа от ухода за приболевшими детьми, после прочтения утреннего намаза легла спать.
Посланник Аллаха ﷺ разбудил её и сказал: «Доченька, поистине, пропитание ниспосылается в ранние часы до восхода солнца. Сон в такое время препятствует этому». Лучше это время посвятить чтению Корана, зикру.
5. Просить Аллаха, возносить Ему мольбы.
Аллах Джалля Джалялуху желает, чтобы верующие всегда обращались к нему за своими нуждами. Он – Дарующий, Щедрый. От Али бин Абу Талиба (р.а.) передаётся такая молитва о прошении блага: «Аллахуммакфини би халяликя ‘ан харамик, ва’нини бифадликя ‘амман сиуак» – «Мой Господь! Даруй мне дозволенное пропитание, защити этим от запретного и не дай мне нуждаться в ком-либо, помимо Тебя» (Тирмизи).
6. Беречь родственные узы и быть гостеприимным.
Тем, кто имеет хорошие отношения с родственниками, помогает им, оказывает уважение, уготовано благо в обоих мирах: «Поддерживание родственных уз – причина увеличения благ, счастья в семье и длинной жизни» (Бухари, Адаб, 12).
7. Не скупиться на милостыню.
Призывать к подаче милостыни человека, который, вроде как сам не богат, кажется странным и не логичным. Однако когда речь идёт о духовном пути и величии Аллаха, в этом нет ничего удивительного. Ибо Господь сам сказал:
«Притчей о тех, кто расходует своё имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе – по сто зерен (человек сажает одно зерно, а Аллах взращивает семь колосьев, в каждом из которых сто зёрен). Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий!» (Аль-Бакара, 261).
То есть жертвующий ради Аллаха никогда не останется с пустыми руками. Наоборот, удел его увеличится многократно тому, сколько он израсходует на богоугодные пути.
Однако стоит помнить и о том, что не правильно тратить чрезмерно, оставляя себя и семью в острой нужде. Разумность – одно из неотъемлемых качеств верующего:
«Когда они делают пожертвования, то не излишествуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» (Аль-Фуркан, 67).
Автор: Айна Замаева