Почему умерших мусульман принято называть «мархум»?
Слово «мархум» с арабского означает «обретший милость Аллаха» или «помилованный». Существует мнение, что так называть умерших нельзя, потому что только Аллаху известно об истинном положении покойного: был он из тех, чьи вера и поклонение приняты или был из грешников.
Действительно, состояние сердец и все деяния человека знает лишь Господь. И религия учит верующих не судить о том, о чём у них нет явного довода:
«О, те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом» (Худжурат, 12).
Но, вместе с тем, есть определённые адабы (этика) и права, которые должны соблюдаться между верующими. Вот, некоторые из них: «Кровь, имущество и честь любого мусульманина являются запретными (харам) для другого мусульманина» (Муслим); «Если человек будет защищать честь мусульманина, то обязанностью Аллаха станет защита его самого от адского пламени в Судный День» (Тирмизи); «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату по вере того же, чего желает и себе» (Бухари).
Ислам предписывает верующим придерживаться хорошего мнения о мусульманах (хусну занн). Не выискивать их грехи и недостатки. А если и находятся причины для плохих мыслей, то необходимо найти 70 оправданий: «Если ваш брат поскользнётся (ошибётся, совершит грех), ищите для него семьдесят оправданий. Если ваше сердце не принимает эти оправдания, значит, оно испорчено» (Байхаки, «Шиабуль-Иман», 10684).
Что же касается умерших, то посланник Аллаха ﷺ говорил: «Не браните мёртвых, ибо они уже получили то, что заслужили» (Бухари).
Поэтому нравственность мусульманина предполагает только благие мысли и поступки в отношении единоверцев. Он искренне надеется и молится за них, чтобы Всевышний простил им грехи по Своей милости.
Оттого верующие называют покойного мусульманина последним достойным качеством, полным надежд и мольбы Аллаху – мархум. И ведь Господь сказал: «Я буду таким, каким считает Меня Мой раб» (Бухари, Муслим).
Пример такого адаба в отношении к верующим, разумеется, взят от великих сподвижников – учеников и товарищей посланника Всевышнего ﷺ, обучившего их высокой морали.
Ибн Мас’уд (р.а.) наставлял: «Если вы видите, что кто-то из ваших братьев по вере впал в греховное, не говорите: «О, Господь наш! Посрами, прокляни его!» – оставляя, тем самым, его наедине с шайтаном. Говорите же: «Господь наш! Прости его и направь на путь истинный!» Мы – сподвижники пророка Мухаммада ﷺ – не говорили ни о ком ничего, пока не узнавали о человеке всё. И если человек умирал благой смертью, мы говорили: «Он получил благое». Если же видели чей-то плохой конец, то мы не говорили ничего, боялись!» (Абу Ну’айм, Хилья, IV, 205).
Из всего этого следует, что в назывании умерших верующих словом «мархум» нет ничего плохого. Наоборот, это – этика, подобающая речи мусульман. Тем более, согласно словам Пророка ﷺ, смерть является подарком для верующего (Бухари).
Ведь мусульманин, каким бы грешным он ни был, в конечном счёте будет помилован своим Создателем за веру – достигнет качества «мархум»: «Выйдет из Огня тот, кто скажет: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», – храня в сердце своём веру, весом хотя бы с ячменное зерно; и выйдет из Огня тот, кто скажет: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», – храня в сердце своём веру, весом хотя бы с пшеничное зерно; и выйдет из Огня тот, кто скажет: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», – храня в сердце своём веру, весом хотя бы с пылинку!» (Бухари).
Айна Замаева