Почему современника Пророка (ﷺ) по имени Ибн Сайяд считали Даджалем?
После переселения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Медину до него дошли слухи о юноше по имени Сафи ибн Сайяд, который, якобы, мог делать предсказания, и которого некоторые мусульмане даже считали Даджалем.
Есть сообщения о том, что Ибн Сайяд принадлежал к ансарам. Однако более сильное мнение гласит, что этот юноша был из иудеев.
Относительно Ибн Сайяда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не получал откровений, поэтому он начал подозревать его в том, что тот действительно является Даджалем. Чтобы развеять сомнения, однажды он отправился вместе с Умаром (да будет доволен им Аллах) к этому юноше. Они застали его с другими мальчиками возле укрепления бану магаля. Юноша не заметил подошедших к нему и обернулся к Пророку (мир ему), только когда тот хлопнул его по спине.
Пророк спросил его: «Свидетельствуешь ли ты о том, что я – посланник Аллаха?» Тот ответил: «Я свидетельствую, что ты – посланник безграмотных». Затем Ибн Сайяд спросил: «А свидетельствуешь ли ты, что я – посланник Аллаха?» Пророк ответил: «Я уверовал в Аллаха и Его посланников, (к коим ты не относишься)». Пророк спросил: «Что является к тебе?» Юноша ответил: «Является ко мне правдивый и лжец». Пророк изрек: «Значит у тебя все запутано. Я припрятал для тебя кое-что (то есть, аят из суры «ад-Духан», который приберег Пророк)». Ибн Сайяд сказал: «Это – ад-дух».
Тогда Пророк сказал: «Пошел прочь! Тебе никогда не преодолеть своего предела!» Когда Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха! Позволь мне отрубить ему голову!», Пророк (мир ему) ответил: «Если он действительно является Даджалем, то ты не сможешь одолеть его. Если же он им не является, то не принесет тебе блага его убийство».
Почему Пророк не желал смерти Ибн Сайяду, несмотря на то, что в то время тот открыто выказывал свое неверие и колдовские способности? Ученые одной из причин этого считают то, что юноша принадлежал к иудеям, а в то время между ними и Пророком были определенные договоренности.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) понял, что к Ибн Сайяду являются джинны, которые сообщают юноше правду, смешанную с ложью. Однако убежденности у него не было.
Мухаммад ибн аль-Мункадир (да помилует его Аллах) сказал: «Я слышал, как Джабир ибн Абдуллах клянется Аллахом о том, что Ибн Сайяд – Даджаль. Я спросил его: «Как ты можешь клясться об этом?» Джабир ответил: «Я слышал, как Умар клялся об этом возле Пророка, а Пророк ничего ему не ответил».
В некоторых исторических книгах сообщается, что Ибн Сайяд однажды отправился в Исфахан, где иудеи встретили его очень радушно, ударяя в бубны. Они считали, что Ибн Сайяд является избранным, благодаря которому они смогли бы одолеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников. Сведений о том, как в дальнейшем развивались события, не приводится.
Его поездка в Исфахан подкрепляла мнение людей о том, что он является Даджалем, ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в различных хадисах сообщал, что Даджаль явится с Ифахана. Также он говорил, что за Даджалем последует 70 тысяч жителей Исфахана.
С другой стороны есть достоверные сообщения о том, что Ибн Сайяд и сам был не рад тому, что говорили о нем люди. Однажды он вместе с другими сподвижниками отправился в Мекку совершить паломничество. Когда он остался с Абу Саидом аль-Худри наедине, то увидел, как сподвижник сторонится его. Тогда он сказал: «Абу Саид! Иногда мне хочется повеситься из-за того, что говорят обо мне люди! Разве ты не один из самых знающих о хадисах Пророка? Скажи, разве не говорил Пророк, что Даджаль будет неверующим, а ведь я – мусульманин! Разве не говорил он, что Даджаль будет бесплодным, а ведь у меня дети в Медине!» Тогда Абу Саид пожалел его и уже начал думать, чтобы оправдать его перед другими сподвижниками. Однако Ибн Сайяд сказал: «Воистину, я знаю день рождения Пророка и то, где он сейчас находится». Тогда Абу Саид сказал: «Горе тебе весь этот день!»
Однажды Ибн Сайяда спросили: «Обрадовал бы тебя тот факт, что ты – Даджаль?» Тот ответил: «Меня бы это не расстроило» (Муслим).
Отсюда мы видим, что он жил вместе со сподвижниками в Медине, поклонялся вместе с ними Аллаху. Однако подобные его слова и сомнительные поступки не давали людям покоя. Поэтому многие ученые говорили, что даже если он и не является Даджалем, то он – младший Даджаль.