Почему смерть в пятницу – признак благой кончины?
Всевышний Аллах, напоминая людям о конечности и бренности этого мира, сказал:
«Воистину, ты смертен, и они смертны. А потом, в День воскресения, вы будете препираться у своего Господа» (аз-Зумар, 30-31).
«Каждая душа вкусит смерть» – это непреложная истина, которую никто не сможет оспорить. В судьбах людей записано, когда они покинут бренный мир и попадут в мир загробный. Смерть не является концом, она является началом Вечности, к которой человек должен готовиться всю свою осознанную жизнь.
Готовиться к будущей жизни нам помогает столкновение со смертью чужих людей. Еще вчера ты мирно беседовал со своим другом в кафе, а утром его не стало. И так тяжко в душе. И это больше от осознания того, что в один день ты последуешь за своим товарищем и ляжешь в сырую землю.
Не зря Пророк (с.а.с.) призывал людей участвовать в похоронах и посещать кладбища. Однажды посланник Аллаха (с.а.с.) изрек: «Тому, кто будет присутствовать на похоронах до завершения заупокойной молитвы, полагается награда в один карат, а оставшемуся до завершения погребения – в два карата». Люди спросили: «А что это за два карата?» Пророк (с.а.с.) сказал: «Они подобны двум огромным горам» (аль-Бухари, Муслим).
Человек ежедневно окунается с головой в пучину мирских дел. Если не напоминать себе о скором возвращении к Аллаху, то человек впадает в беспечность и постепенно начинает забывать о своей истинной цели существования. Участие в похоронах, посещение могил помогают нам избежать этой беспечности: «Посещайте могилы, так как они – напоминание о мире ином» (Тирмизи).
Благая кончина
Ученые разных времен вели споры относительно того, какая кончина является благой. В их книгах говорится о различных признаках благой смерти, однако каждая ситуация уникальна и невозможно судить их по ограниченным признакам.
Иногда задаешься вопросом: что лучше, умереть быстро и внезапно, или же лежа в постели, зная о скорой кончине?
Нельзя ответить наверняка. Многие боятся смерти в постели из-за тяжелой болезни, боятся боли и мучений. Однако даже в этих вещах есть великое благо для верующих людей. Больному человеку, которому осталось жить считанные дни, тяжело смотреть на то, как переживает его семья, страшно от предстоящей встречи с ангелами и отчетом за деяния. Однако такие люди могут «привести свои дела в порядок». У них есть время покаяться, расплатиться с долгами, извиниться перед людьми, оставить завещание.
С другой стороны, мгновенная смерть кажется самым лучшим переходом в загробный мир. Но так ли это? Страшно представить, что умрешь, не покаявшись, с долгами и причиненным другим несправедливостью.
Если говорить о признаках благой кончины, то есть ряд хадисов и высказываний предшественников по этой теме. Ниже перечислим некоторые из них.
1. Свидетельства единобожия перед смертью.
Одним из главных признаков благого исхода для умершего человека является произнесение двух свидетельств. Когда посланник Аллаха (с.а.с.) посещал тяжело больных людей, он увещевал их чаще говорить слова «Ля иляха иллялЛах». В одном хадисе он сказал: «Тот, чьими последними словами станут слова: «Ля иляха иллялЛах» (нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха), – непременно войдет в Рай» (аль-Хаким).
2. Смерть в пятницу.
Пятница считается лучшим днем недели. Пророк (с.а.с.) сказал: «Лучший день, в который восходит солнце, – это пятница. В этот день Аллах создал Адама. В этот день он вошел в Рай, в этот день был изгнан из него, и Последний Час не пробьет ни в какой другой день, кроме пятницы» (Ахмад, ат-Тирмизи).
Ученые утверждают, что смерть в пятницу для верующего человека является признаком благой кончины. Опираются они на некоторые предания, в одном из которых посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто бы из мусульман ни умер в день или ночь пятницы, Аллах непременно убережет его от мучений в могиле» (ат-Тирмизи).
3. Избегание великих грехов.
Если известно о человеке, что он сторонился при жизни великих грехов, то есть большая надежда на то, что он избежит мучений в могиле и сурового расчета в Судный день. Малые грехи стираются посредством нашего поклонения, а большие грехи требуют покаяния. После искреннего покаяния и намерения не возвращаться к грехам также стоит надеяться на милость Аллаха и благой исход.
Всевышний Аллах сказал:
Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход» (ан-Ниса, 31).
Почтенным входом здесь названы вечные райские сады, которые обещал Всевышний для тех, кто сторонился больших грехов.
4. Смерть из-за катастрофы или определенной болезни.
К мученической смерти относится не только смерть на поле брани, но и множество других случаев. Пять из них Пророк (с.а.с.) перечислил в следующем хадисе: «Шахидами являются пятеро: тот, кто умер от чумы; тот, кто умер от болезни живота; тот, кто утонул; тот, кто погиб под обломками; и тот, кто принял мученическую смерть на пути Аллаха» (аль-Бухари, Муслим).