Почему порой верующие перестают чувствовать трепет при совершении намаза и как это исправить?
Намаз сопровождает соблюдающих мусульман ежедневно. Он – неотъемлемая часть жизни верующих. В начале своего религиозного пути, люди весьма чутко и трепетно относятся к пятикратной молитве. Однако со временем к ней привыкают, и такой трепет становится редким гостем их сердец. Выполняя намаз среди жизненной суеты, в перерывах между делами или уставшими в конце вечера, мы лишаем молитву духовного стержня и, как следствие, это отражается и на её внешнем облике: ленивые движения, взгляды по сторонам, путаница из-за мыслей о мирском, поклоны, не достойные взора Всевышнего…
Тем временем хадисы гласят: «Если человек выполнит свою молитву самым совершенным образом, правильно и точно выполняя поясные, земные поклоны, то молитва скажет человеку: «Пусть Аллах сохранит тебя так же, как и ты сохранил меня». И молитва эта обретёт духовную ценность. Однако, если человек выполнит поклоны совершаемой им молитвы как попало, молитва скажет ему: «Пусть Аллах повергнет тебя подобно тому, как ты утратил меня!», и молитва эта будет брошена в лицо человеку, подобно старому тряпью». (Суюти)
Сложно всегда быть сконцентрированным, духовно настроенным в течение дня. И причина этого – излишнее беспокойство о мирском и лень, которая приводит к спеху из-за того, что порой не удаётся своевременно побороть её. Как результат: человек вынужден торопиться, дабы успеть справиться и с мирскими обязанностями, и с религиозными. Это грозит тем, что такая молитва не будет искренней, а в священном аяте говорится: «Горе же тем молящимся, которые не читают молитвы истово!» (сура «Аль-Магун», 4-5 аяты)
Чтобы в поклонении не было равнодушия, для начала важно упорядочить свой образ жизни. Тогда сердце будет спокойным, а времени достаточно для духовного настроя. Кроме того, во избежание утраты чуткости сердца в отношение поклонений, необходимо постоянно пребывать в состоянии поминания Аллаха Джалля Джалялуху. Оросить свою жизнь любовью к Творцу. В этом и заключается укрепление связи с Ним. Ведь по хадисам известно, что «вера стареет так же, как стареет одежда». Поэтому следует обновлять её зикром «ля иляха илляллах». (Аль-Хаким, Табарани).
В Коране же Всевышний Газза ва Джаль говорит: «К тем, кто воздерживается от поминания Милосердного, приставим Мы шайтанов, которые станут ему неотлучными спутниками. И, воистину, будут сбивать они их с пути Истины, хотя те и будут убеждены, что идут по пути прямому» (сура «Аз-Зухруф», аяты 36-37). Зикр – важная составляющая всего дня верующих. В противном случае, сердца зачерствеют и потеряют способность воспринимать рахманият Аллаха.
Несомненно, человек, даже будучи сконцентрированным в начале намаза, в какой-то момент, незаметно для себя, может терять это состояние. И это не то, о чём говорилось выше, а всего лишь человеческое несовершенство. Господь же, знающий своё творение, благоволит ему, при условии, что он проявляет искреннее усердие в стремление к Всевышнему. Пророк ﷺ сказал: «...Если в поклонении раба, который предписал ему Аллах, будут какие-либо изъяны, то Милостивый скажет ангелам: «Взгляните, не совершал ли раб Мой дополнительных намазов, кроме этого?» И тогда то, в чём у человека обнаружатся упущения в обязательном, будет восполнено дополнительным, из совершённого им. Так же будут рассмотрены и другие его поклонения» (Тирмизи, Салят, 188, 413).
Намаз для супергероев нашего времени
Прежде встречи с любимым, человек готовится, весь день думает о нём. Намаз для верующего есть час встречи с любимым Господом. Значит, зикр – не что иное, как постоянные мысли о Всевышнем. Если же раб не поминает своего Создателя, то и встреча с Ним не будет столь трепетной, долгожданной. Чтобы намазы не лишались своей сути, верующим нужно беспрестанно поминать Аллаха. Уметь в каждом мгновении видеть Его величие, повторяя «ля иляха иллялах», «субханАллах», «машаАллах», «альхамдулиллях»…
Айна Замаева