Почему не все наши дуа исполняются?
При обращении к Аллаху каждый из нас хочет получить ответ. Этот ответ мы представляем вполне конкретно, т.к. мысленно рисуем себя обладателями того, о чём просили.
Однако не всегда мы получаем то, к чему стремимся. Согласно хадисам Пророка Мухаммада, Мир ему и благословение Аллаха, серьёзными причинами тут выступают несоблюдение обязательных предписаний религии, а также присутствие харама в человеческой жизни. Посланник, Мир ему и благословение Аллаха, сказал о человеке, читающем дуа: «…Но пища его харам, питьё его харам, одежда его харам и напитан он харамом… Как же будет отвечено такому на его призыв?!» (Муслим).
О «безответности» дуа
Человек, обращаясь к Аллаху, признаёт тем самым Всемогущество Творца, и одновременно - свою беспомощность. Человеческая беспомощность проявляется не только в неспособности исполнять свои желания (без Воли на то Аллаха), но и, зачастую, в ошибочном выборе этих самых желаний. Поэтому люди могут иметь неверные и даже вредные для самих себя и окружающих стремления. «... И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (Сура «Аль-Бакара» 2:216).
Мы созданы такими, что многого в мироздании не знаем и не понимаем. Но, если человек на деле осознаёт, что «…Сокровенное принадлежит одному Аллаху...» (Сура «Йунус», 10:20), то и в случае неисполнения своих желаний сумеет благодарить Творца. Уже потому, что «безответность» дуа может указывать на его изначальную ошибочность. Кроме того, мы оказываемся защищёнными от неприятностей и проблем, которые таились во внушённых нафсом или шайтаном мольбах. Мы и не подозревали о возможных проблемах, но Аллах – Всезнающий и Милостивый - оградил нас от затруднений тем, что не открыл дверей, в которые мы стучались.
Эти вопросы касаются Сокрытого Мира (по-арабски, Алям Гайб), знания о нём принадлежат только Аллаху и для нашего разума - непостижимы. Поэтому так важно укреплять в душе доверие Аллаху.
Две стороны дуа
«Если раб, сделав дуа, не получит желаемого, то ему будет записано одно благодеяние» (Даракутни). Такое положение позволяет увидеть две стороны дуа – очевидную и неочевидную.
Очевидная сторона проявляется, когда мы ощущаем реальное исполнение нашей мольбы, т.е. получаем то, о чём просили: сдаём экзамен, покупаем дом, выздоравливаем и пр.
Однако, дуа имеет и неочевидную сторону. Она - в принятии Аллахом нашей мольбы как Поклонения Ему. То есть, Всевышний дарует нам вознаграждение (саваб) за сам факт дуа - за обращение к Нему, нашему Создателю, за признание Его Единственно Всемогущим.
Это может сбивать с толку наш разум, т.к. вопрос снова касается Сокрытого (Гайб). Будучи живыми, мы не можем ни увидеть, ни почувствовать саваба, предназначенного нам в Ахирате. Однако, истинность этого положения подтверждается исламскими источниками.
Так, согласно хадису Пророка, Мир ему и благословение Аллаха: «В Судный День Аллах спросит Своего раба: «Говорил ли Я тебе, чтобы ты читал дуа, и обещал ли это дуа принять? Ты обращался ко Мне с мольбой?» Раб подтвердит. Аллах скажет: «Я не оставил непринятым ни одно твоё дуа. Ты просил об избавлении от какой-то трудности, Я исполнил эту мольбу уже в дунье; ты просил об избавлении от другой трудности, но не увидел изменений, однако, вместо того Я даровал тебе столько-то саваба». Пророк, Мир ему и благословение Аллаха, сказал, что человеку напомнят о каждом его дуа и том, были ли они исполнены при жизни или за них человеку были назначены савабы в Ахирате. Узнав о своих савабах в Ахирате, человек пожалеет, что какие-то его просьбы были исполнены в земной жизни.
Гузель Ибрагимова