Почему эта сура считается равной 1/3 Корана?
Фото: SteveAllenPhoto999/ elements.envato.com
«Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (Сура «Аср», аяты 1-3)
В Коране эта короткая сура составляет лишь ее очень небольшую часть, однако как говорил имам Шафии, по своему значению она равна одной трети Корана. В суре «Аср» речь идет о категории времени, Всевышний Аллах клянется здесь временем. По этой причине нам стоит задуматься о настоящей его ценности и дорожить отведенным нам временем, не тратя его попусту. К тому же религия, приверженцами которой мы являемся, связала с определенным временем исполнение требуемых от верующего обрядов поклонения, а соблюдение установленного времени даже посчитал обязательным условием поклонения. Мы не можем держать уразу до наступления месяца рамазан, не можем разговляться до захода солнца. А еще мы не можем произносить азан и читать намаз раньше времени.
Также есть одно указание досточтимого Пророка (мир ему) о необходимости должным образом ценить время, которое имеет столь важное значение. В одном из хадисов он говорит о том, что свободное время является одним из двух благ, которые не ценятся людьми по достоинству. (Бухари, “Рикак”, 1).
Исходя из всех этих указаний, нужно воспринимать отведенное нам для нашей жизни время как бесценный дар Аллаха и действовать в соответствии с таким осознанием.
Прошлое, настоящее и будущее, о которых идет речь в этих трех коротких аятах, зависят от времени и, несомненно, все эти три понятия имеют большое значение. Ведь все они части нашей жизни. Человек должен помнить о прошлом и брать полезные уроки, сожалеть о совершенных ошибках и находить правильные решения, вспоминать о быстро пролетевшей юности и стремиться к совершенству в настоящем. Однако, занимаясь всем этим, нужно знать, что излишнее копание в прошлом не принесет ничего кроме вреда. Это же относится и к будущему, нельзя все время думать только о будущем.
В этой же суре мы встречаемся еще с тремя важными понятиями. Здесь говорится о том, что не понесут убытки только те люди, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение. На самом деле, иман – это начало всему. Иман несовместим с любыми сомнениями и является важнейшим условием спасения в этом мире и в ахирате.
Однако мы не можем ограничиваться лишь этим. Мы нуждаемся в действиях, подкрепляющих наш иман, доказывающих его наличие. Будет неправильно ограничить эти действия лишь такими известными нам обрядами поклонения, как намаз, пост, закят. Любое дело на пользу человека и животных можно расценивать как праведное деяние (амал-и салих).
Еще один важный момент – это долг уверовавших побуждать друг друга следованию истине и стремиться опередить других в совершении праведных деяний. Мы всегда должны быть на стороне добра и истины и никогда не только сами не приближаться к неправильным, мерзким делам, но и других удерживать от этого. А еще в последней части этой суры упомянуто о необходимости проявлять терпение, что является одним из лучших качеств, свойственных мусульманину. Когда обретает какое-то благо, он должен быть благодарным. Когда же наступает какое-то несчастье, мусульманин никого в этом не обвиняет, не проявляет непокорство, а терпеливо и стойко переносит беду.
Islam-Today