Почему Абу Ханифа наотрез отказался стать судьей в Багдаде?
Первое поколение мусульман - асхаби-кирам, - это сподвижники нашего Пророка. Один раз, будучи вместе с ними, Посланник Аллаха (мир ему) обратился к ним с такими словами: «Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Правитель является пастырем (для своих подданных) и несёт ответственность перед Аллахом за свою паству, отец несёт ответственность за свою семью, мать тоже несёт ответственность за свою семью».
Используя такое образное сравнение о пастыре и пастве, Посланник Аллаха (мир ему) хочет пояснить нам, своей умме, один важный вопрос. И, безусловно, это вопрос об ответственности. Всевышний Аллах сотворил человека как ответственное существо. Каждый человек, обладающий разумом и достигший совершеннолетия, несет ответственность за исполнение повелений и запретов Аллаха. Всевышний в Коране говорит, что человек согласился нести ту ответственность, от которой отказались небеса, земля и горы.
Говоря об ответственности человека, наш Пророк (мир ему) стал для нас лучшим образцом в данном вопросе, как и во всех других областях. Посланник Аллаха (мир ему) жил, осознавая свою ответственность донести до людей откровения Аллаха, выполняя пророческую миссию, и одновременно исполняя человеческие обязанности в качестве раба Всевышнего.
Он был образцовым отцом, мужем, сыном и образцовым мусульманином. Он оставил мусульманам ясные заветы о необходимости исполнять свои обязанности. Например, такие же советы он давал своей дочери Фатиме: «Фатима, дочь моя! Работай, исполняй свои обязанности, не забывай, что являешься рабыней Аллаха. Не будь самонадеянной, говоря, что ты дочь пророка. В Судный день даже я не смогу ничем тебе помочь».
Поистине, нам следует жить, признавая Аллаха и осознавая свою ответственность перед Ним. Всевышний сотворил человека в прекраснейшем облике и возложил на него ответственность. Главный наш долг - быть достойными рабами Аллаха и достойной уммой нашего Пророка. Также у каждого из нас есть обязанности относительно общества, в котором мы живем, окружающих нас людей. У нас есть долг стать достойным гражданином, хорошим соседом, добрым другом, любящим родственником. Кто-то из нас является отцом или матерью, кто-то - сыном или дочерью, и каждый из нас член общества.
Любое дело, которое мы возлагаем на себя, живя в обществе, - это особая ответственность. Мы отвечаем за тех людей, которыми руководим. Нам нужно понимать это и хорошо исполнять то, что от нас требуется. Быть руководителем, брать на себя обязанность руководить другими - это самая тяжелая ответственность. Руководители несут ответственность и перед людьми, и перед Аллахом.
Они обязаны исполнять свою работу должным образом и управлять людьми, соблюдая справедливость. Ученые Ислама хорошо понимали, какая это тяжелая ответственность - руководить людьми, и не только не претендовали занять какую-то руководящую должность, но часто сами отказывались, когда им предлагали такие должности. Когда Абу Ханифе предложили стать главным судьей (кади) Багдада, он заявил халифу Мансуру, что не примет эту должность, поскольку не готов к ней.
Халиф Мансур сказал на это, что он говорит неправду. После этого Абу Ханифа ответил: «Если я способен говорить неправду, значит, действительно не достоин этой должности. Это показывает, что я недостаточно подготовлен к ней».
Такие великие ученые Ислама, как Абу Ханифа, осознавали всю тяжесть ответственности руководителя и поэтому не соглашались на высокие должности, говоря, что они и вправду не готовы их занимать. В наши дни мы наблюдаем, как много людей прилагают большие усилия, чтобы занять высокие должности. Если возьмем это во внимание, то лучше поймем значение этого хадиса.
Отец ответственен перед своей семьей. Обеспечение повседневных нужд семьи - это долг мужчины. Наш Пророк говорил: «Для человека в качестве греха достаточно пренебрежения теми, о ком он должен заботиться» (Абу Давуд, "Закят", 45).
А еще Посланник Аллаха сказал: «Лучший подарок, который может сделать отец своему сыну, - это хорошее воспитание, привитие ему доброго нрава. Лучшее наследство, которое может оставить отец своему сыну, - это воспитать в нем лучшие нравственные качества, привить любовь к Аллаху, ознакомить с Его религией и Посланником, научить любить и уважать людей». Мать также ответственна за свой дом, за детей, за все происходящее в доме.
Всевышний Аллах спросит с нас за каждый наш поступок. Он недаром сказал: «Мы непременно спросим тех, к кому были отправлены посланники, и непременно спросим самих посланников» (сура «Преграды», аят 6). Наш Пророк говорил: «Ответственность снимается с ребенка, пока тот не достигнет совершеннолетия, со спящего, пока не проснется, с умалишенного, пока не выздоровеет». Аллах не возлагает на человека того, что ему не по силам.
В Коране сказано: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты – наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми» (сура «Бакара», аят 286).
Каждый из нас должен исполнять свой долг, и прежде всего, долг служения Аллаху, а также долг члена семьи - отца, матери, ребенка, долг гражданина, обязанности друга, товарища, соседа, мусульманина, члена уммы. Нам следует жить, не пренебрегая исполнением своих обязанностей и проявляя должное усердие в служении Аллаху. Мы должны осознавать, что проходим испытание на звание самого лучшего человека, обладателя лучших поступков, и что несем такую ответственность, которую не выдержали небеса, земля и горы.
Islam-Today