От какой слепоты нас предостерегают аяты Священного Корана?
«Когда им напоминают об аятах-знамениях их Господа, они не падают ниц, (оставаясь) глухими и слепыми к ним» (сура «Фуркан», аят 73).
Священный Коран содержит в себе огромное количество знаний, которые освещают нашу жизнь и помогут нам обрести вечное счастье. Если человек не освоит как следует какую-то информацию, не выучит и не заложит в свою память нужные знания и не будет их повторять время от времени, то он забудет их, со временем они сотрутся из его памяти. Человеческой памяти свойственно забвение, и для человека забывать о чем-то – это самое обычное явление. Поэтому очень важное значение в нашей религии придается напоминанию нам аятов-знамений нашего Господа.
Ведь призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное является религиозной обязанностью верующего человека (сура «Али Имран», 3:104). Мы видим, что в Коране дается высокая оценка человеку, как обладающему разумом существу, способному думать и обретать знания. Человек при рождении не владеет никакими знаниями, но ему даны органы познания, он наделен слухом, зрением и умом. Напоминая об этом, Коран (см. сура «Мульк», 67:23) указывает на то, что самыми ценными и отличительными свойствами человека являются его способности слышать, видеть и размышлять.
Когда аяты нашего Господа напоминают нам, му'минам, чьи глаза, уши и сердца не закрыты к восприятию истин Корана, то это становится причиной укрепления нашего имана, толкает нас к совершению благих поступков, присущих истинно верующим людям. Когда людям читают, напоминают аяты Аллаха, они или всем сердцем устремляются к Нему, раскрывают свои сердца этим аятам, или же поступают совершенно наоборот, делая лишь вид, будто они слушают чтение Корана. Наша способность извлекать пользу из аятов нашего Господа зависит прежде всего от нашего желания, наших усилий и нашей воли, а во вторую очередь связано с обладанием нами знаниями и уровнем культуры, необходимым для правильного их понимания.
Чтение и слушание Корана теми, кто не отвечает таким условиям, и проявление ими при этом безучастности и равнодушия сравнивается в аяте с положением слепых и глухих, а от нас, рабов Милостивого, потребовано отказаться от такого поведения. Когда мы читаем аяты Корана или когда нам читают и напоминают аяты-знамения нашего Господа, мы должны слушать их душой и сердцем, стараться их понять и по ним направлять свою жизнь.
Если мы не проявим достаточного внимания, не будем к ним восприимчивы, то это в какой-то мере будет означать нашу глухоту и слепоту. Из этого коранического аята мы ясно понимаем, что Священный Коран направлен нам Господом миров для того, чтобы мы читали его, постигали его мудрость и сверяли по нему нашу жизнь. Коран ниспослан отнюдь не для того, чтобы читать его только за упокой души умерших или украшать стены взятыми из него изречениями.
Несомненно, в Коране одинаково важны и смысловое значение, и словесное выражение. И то, и другое божественны (илахи). Поэтому конечно же в поклонении очень важно чтение Корана в том виде, в каком он ниспослан, то есть на арабском языке. Однако будет ошибкой совсем не интересоваться смыслом и содержанием Священного Корана и видеть в нем лишь сборник заупокойных молитв. Ведь Коран ниспослан для живых (сура «Йасин», 36:70).
Лучший из путей освоения основ нашей религии – это изучение и осмысление нашей великой Книги. Поэтому наш долг ‒ относиться серьезно к чтению Корана и быть восприимчивыми, когда нам напоминают аяты нашего Господа.
Islam-Today