• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Не привязывай сердца к этим делам, дабы не оказаться в ловушке"

Время чтения: 3 мин
2501

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.

Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.

Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 182. Разъяснение того, что оставление мирского  есть начало [всех] поклонений



Оставление мирского есть начало всякого поклонения.
Эти слова [взяты] из хадиса, неким знамением являются.

Счастлива душа, которая таковой является.
Даже при наличии средства бывает беспомощный.

Что есть мирское? Весьма великая беспечность.
Если за него уцепишься, будет оно для тебя преисподней,

Удовольствием, желанием и блаженством,
А в-четвертых, является мирское тягостью.

Горе тому, кто в него страстно влюблен.
Разве такой человек попадет в рай?

Тот, кто пьет вино, опьянел и застрял в пути,
Разве когда-нибудь двигался вперед по этому пути, словно трезвый?

Тот, кто не ведает об Аллахе,
Гордится мирским и только всего.

Мирское есть беспечность относительно мирской жизни,
Безграничная боль, многие хлопоты и пороки.

Стремящиеся к нему подобны псам, поднимающим шум,
Хотя они и находятся друг с другом в отношениях.

Остерегись, не привязывай сердца к этим делам,
Дабы не оказаться в этой ловушке и западне.

Дай ему развод, живи свободно, как и я.
Если ты мой ученик, то живи как учитель.

Слышал ли ты, как к Сулейману как-то
Некий посланец прибыл от другого царя?

Несколько коней редких и породистых
Доставил Сулейману он, словно ветер.

На какое-то время увлекся он такими конями,
Сбили они его с пути, уподобились гулу.

В том деле радость и веселье [были]
На берегу моря в красивом просторном месте.

Сидел там Сулейман,
Вокруг него рядами расположились птицы и рыбы.

Увлечение теми конями сбило его с пути,
А удовольствие людей [заключается] в звучании сурная и войске.

Настолько занят был он конями,
Что одна молитва была вдруг им пропущена.

Пришел он в себя и вздохнул горько:
«Не случалось со мной такого дела никогда».

Упал он на землю, много плакал и рыдал:
«О Аллах! Что это за дело? Что за напасть?».

Повелел он, чтобы тем коням подрезали жилы,
Подобно тому, как весну помещают в дей (зима – прим. ред.).

Отверг тех коней тот душою чистый.
Дела мирские беспечностью являются, именно ей!

К этой притче прислушайся, не будь беспечным.
Сердце направь к загробной жизни и не будь малодушным.

Оставь и мирское и почитателя мирского.
Оба они сплошной беспечностью являются.

Оставь их обоих, ибо это есть поклонение.
Подчинись этому [повелению], ибо это есть милость [Божья].

Если сердце ты привяжешь к мирскому, ты неверный.
Если ешь ты мертвую тушу, то презреннее пса ты.

Многое я сказал из того, что следовало сказать об этом.
Если не поймешь ты, то ты презренен и никчемен.

Стань человеком, живи свободно, как этот бедняк (Абу Бакр Каландар – прим. ред.),
Покинь скорбь мирскую и живи радостно.

 

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017

Социальные комментарии Cackle