• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Основные правила Шафиитского мазхаба

5791

Основные правила, принятые в Шафиитском мазхабе

Основные правила, принятые в Шафиитском мазхабе

Некоторые термины, принятые в Шафиитском мазхабе:

1. "Аквал" – мнение Имама аш-Шафии.

2. "Эвджух" – мнения ученых-шафиитов, обоснованные правилами, установленными Имамом аш-Шафии.

3. "Турук" – разногласия передатчиков сообщений (Рави) по толкованию правил мазхаба.

4. "Ад-Джадид" – слова Имама аш-Шафии, высказанные им в виде фетв, когда он находился в Египте. Передатчиками этих сообщений были: аль-Бувэйти, аль-Музени, ар-Рэби, аль-Муради, Хармала, Йунус б. Абд-ул-А'ла, Абдуллах б. Зубайр аль-Макки, Мухаммад б. Абдуллах б. аль-Хаким и другие. Предпочтение отдается сообщениям первых трех имамов. Остальные имамы передавали сообщения в строго ограниченных пределах.

5. "Аль-Кадым" – высказывания Имама аш-Шафии в Ираке в виде фетв, или его  сообщения, классифицированные в книге "Аль-Худжа". Передатчиков этих сообщений было много. Наиболее известные среди них имамы: Ахмад б. Ханбал, аз-За'ферани, аль-Керабиси и Абу Сэври. Имам аш-Шафии впоследствии от этих своих высказываний отказался и запретил давать фетвы по этим сообщениям. Соратники Имама дали фетвы по этим сообщениям приблизительно по 17-ти вопросам.

Высказывания Имама аш-Шафии между периодами нахождения его в Египте и Ираке относятся: Ранние – к разряду "аль-Кадым". Поздние – к "аль-Джедид".

Если по какому-либо вопросу существуют сообщения и "Кадым" и "Джадид", то действуют по сообщению "Джадид". Однако существуют фетвы по 17-ти вопросам, которые даны на основе сообщений "Кадым".

6. "Кавль аль джадиж" – два различных мнения Имама аш-Шафии на проблему разряда "Джедид". Если есть возможность различить эти два мнения по времени высказывания, то действуют по более позднему высказыванию Имама. Если различить невозможно, и Имам действовал по одному из этих сообщений, то другое сообщение не принимается во внимание.

7. "Киле" – термин указывает на то, что сообщение имеет слабое подтверждение (Заиф).

8. "Шейхан" – при указании этого термина в тексте, подразумевается мнение имамов ар-Рафии и ан-Навави.   

Основные правила, принятые в мазхабе Шафии:

1. При наличии двух разных мнений Имама аш-Шафии по какому-либо вопросу, муфтий в своих фетвах должен придерживаться иджтихада первого поколения ученых мазхаба. То есть, опираться на сообщения имамов аль-Бувэйти, Аль-Музени, аль-Муради, переданных ими от Имама аш-Шафии.

2. Среди ученых последующих поколений самым надежным комментатором  трудов ранних ученых мазхаба считается имам ан-Навави, да будет милостив к нему Аллах. К таким работам имама относятся: "Минхадж-ут-Талибин" и "Умдат-уль-Муфтин". Более того, несмотря на существование у него работы по фикху - "Равда", ученые шафииты отдают предпочтение "Минхаджу" и считают эту работу имама основной книгой мазхаба. При написании этой книги имам ан-Навави опирался на произведение "Аль-Мухаррар" Абу-ль-Касыма ар-Рафии. 

Шейх Закариййа аль-Ансари сократил книгу "Минхадж-ут-Талибин" и назвал этот сокращенный вариант "Аль-Мэххадж". "Минхадж" имела много комментаторов, наиболее ценной считается произведение имама Ибн-и Хаджара аль-Макки "Тухфат-уль-Мухтадж" в четырех томах.

Таким образом, современные фетвы мазхаба должны опираться на положения фикха, указанные в книге комментариев имама ан-Навави "Минхадж-ут-Талибин"; на комментарии к этой книге имама ар-Рэмли "Нихайат-уль-Мухтадж"; на книгу Ибн-и Хаджара аль-Макки "Тухфат-уль-Мухтадж" и на работы Шейха Закариййа аль-Ансари, да будет милостив к ним ко всем Аллах.

3. В мазхабе Шафии различают два вида Сунны в молитве: а) Эб’аз, б) Хэйет.

При пропуске одного из положений Эб’аза, возникает необходимость совершения двух дополнительных земных поклонов (Суджуд ас-Сахв).

а) Эб’аз состоит из следующих положений: Ташаххуд, Сидение в Ташаххуде, Салават в первом Ташаххуде, Сидение в конечном Ташаххуде, Салават в конечном Ташаххуде, Чтение Дуа «Кунут» в Утренней  молитве, Салават после Дуа.

б) Хэйет – сюда входят до сорока положений Сунны. При пропуске Хэйета (например, тасбихов), Суджуд ас-Сахв не совершается. (IFA, II: 10).

Хвала Аллаху Господу миров!

Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»

Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика