«Они пьют алкоголь, давая напиткам различные имена»: что нужно знать о запретном в науке усуль аль-фикх. Часть 2
В прошлой статье мы писали о трёх правилах в науке усуль аль-фикх (основы фихка), связанные с темой запретов в исламе. Все эти правила помогают понять людям, по каким причинам Всевышний Аллах запретил те или иные вещи. Кроме того, изучая правила усуль аль-фикха, людям намного упрощается изучение фикха (исламского права).
4. Запретным является все, что ведет к нарушению запретов
Лучший способ избавиться от зла и вреда – это избавиться от средств, ведущих к ним. В вопросе запретов религия призывает именно к такому пути.
Всевышний Аллах запретил прелюбодеяние, а также всё, что ведет к нему: «Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем» (аль-Исра, 32). По этой причине с одной стороны религия призывает к женитьбе, а с другой стороны запрещает обнажаться, смотреть на чужой аурат, прикосаться к противоположному полу и прочее.
5. Хитрости в вопросах харама также запретны
Различные хитрости и уловки не делают запретные действия дозволенными. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В моей умме будут люди, которые дозволят распитие алкоголя, давая напиткам различные имена» (аль-Бухари).
Приукрашивание греховных деяний является промыслом шайтана:
«Вот дьявол приукрасил для них их деяния и сказал: «Сегодня никто из людей не одолеет вас. Воистину, я буду по соседству». Но когда два отряда увидели друг друга, он повернул вспять и сказал: «Я не причастен к вам. Воистину, я вижу то, чего вы не видите. Я боюсь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (аль-Анфаль, 48).
Дьявол приукрашивает злодеяния, подталкивая к ним людей, а затем отказывается от ответственности, говоря, что не имеет к ним и их деяниям никакого отношения.
Примером того, как люди прибегают к различным уловкам в стремлении сделать запретные действия дозволенными, являются различные красивые названия, которые сбивают с толку. Прибылью люди называют деньги, полученные с ростовщичества; искусством называют эротику и пошлые песни; свободой слова называют оскорбления и нецензурную лексику.
6. Благое намерение не оправдывает нарушение запретов
В исламе уделяется большое внимание теме намерения. «Воистину, дела оцениваются по намерениям», – говорил посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Принятие дел и награда за них зависят от намерения человека. Даже обыденные дела человек может превратить в поклонение, имея нужное намерение.
Приписываемая итальянскому писателю Никколо Макиавелли крылатая фраза: «Цель оправдывает средства», – не принимается религией ислам. Шариат не оправдывает тех, кто в стремлении к праведной цели преступает границы дозволенного.
Нельзя воровать ради того, чтобы построить мечеть. Нельзя играть в азартные игры, чтобы обеспечить свою семью. посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды сказал: «Люди! Аллах благой и приемлет только благое. Аллах велел верующим то же, что и пророкам. Поэтому Он сказал: «Посланники! Вкушайте чистые блага и поступайте праведно. Воистину, Мне известны все ваши дела» (аль-Муминун, 51), – и Аллах сказал: «Уверовавшие! Вкушайте чистые блага, которыми Мы наделили вас» (аль-Бакара, 172)».
Далее Пророк привёл пример растрёпанного и запылившегося человека, проехавшего немалый путь: «В отчаянной ситуации он поднимает руки к небу, взывая к Аллаху: «Господи! Господи!» – в то время как его еда, питье и одежда запретны. Он вскормлен запретным, как же может тогда его мольба быть принятой?» (Муслим).
Продолжение следует…
Из книги «Гюнлюк хаятымызда халяллар ва харамнар», автор: Хайретдин Караман