"Однажды станешь ты красноречивым в прославлении и знаниях бескрайних..."
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 11. Разъяснение того, что у Истинного (Хак) (Пречист Он и Возвышен!) имеются безграничные знания
О хранилищах Царя неописуемого
Послушай [и] услышь это описание и рассказ.
О таком знании, что будто бы без средств [приобретается],
Знание знаний оно и безупречно оно.
Если врач ты, то знанием телесным (‘ильм-и абдани) [его] считай,
А если факих ты, то знанием религиозным (‘ильм-и адйани) [его] считай.
Какое средство тебе нужно? Ищи его,
Пойми же это, о душа, в изумлении.
Если говоришь, то говори об этом,
Из этой волны новой покажи море старое.
Посмотри на волны в море Его.
Бегут они по морю, устремляясь во все стороны.
Наперегонки бегут друг с другом волны большие,
Лишь бы почувствовать запах моря души.
Знание Истинного (Хак) есть море, а мы подобны волнам,
Разве волны могут быть разлучными с морем Его?
От него происходят и им становятся,
Хотя и бегут на перегонки во все стороны.
Сами к себе устремились, о несведущий!
Волна, поистине, морем является. Посмотри!
Знай, что знание Истинного (Хак) есть именно это знание и только!
[Все остальное], помимо этого знания, средством является, о страстный!
Кто познавшим Истинного (Хак) является, тот человек Божий,
А кто поминающим Истинного (Хак) является, тот разве с Ним разлучен?
Однажды станешь ты красноречивым
В прославлении и знаниях бескрайних.
Если будешь усердствовать языком, душой и сердцем,
Вытащишь ты ноги из воды и глины (материи – прим. ред.).
Внезапно придет косноязычие,
Растворятся и пропадут все эти речи.
Что бы ни произнес язык из знания Его,
То бывает поиском в творении.
Посему, является оно качеством (сифат), а не самой Самостью,
Хотя от Самости [происходит] бытие этих качеств.
Где знание телесное и знание религиозное?
Оба ответвлениями они являются, основа всего этого – Аллах.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.