Об опасном заблуждении в вопросах имана
В начальной части приведенных аятов Всевышний Аллах обращает наше внимание на то, что те люди, которые обрели иман, совершали праведные деяния и от всей души предались своему Господу, станут обитателями Рая, и указывает на их положение в ахирате. Главным в нашей религии является иман, а вслед за ним идут намаз, ураза, хадж, закят и другие полезные для людей добрые деяния, необходимость которых вытекает из наличия имана. Понятие имана заключается в принятии сердцем и подтверждении языком тех истин, в которые нужно уверовать. Иман, как противоположность неверия, куфра, означает принятие Аллаха, Господа миров, и обращенность к Нему.
Что мы станем делать, обретя иман? Будем ли мы говорить: «Поскольку я уверовал, мне больше ничего не нужно делать, ведь вся проблема уже решена»? Или же, войдя в сферу имана и Ислама, будем стараться исполнять повеления нашего Господа? Безусловно, обретение имана – это начало всему. Уверовав, мы преодолеваем огромное расстояние. Однако если считать это достаточным и не обращать внимания на содержащиеся в продолжении аята указания на необходимость добрых деяний и смирения перед Господом, то такое отрывочное рассмотрение аята приведет к его неправильному пониманию. Потому что иман выражается не только на словах, но и требует действий. Плодами нашего имана являются праведные дела. Мы должны добрыми делами сделать плодоносным наш иман. Ведь иман – это не заключенная в сознании абстрактная идея. Наоборот, иман предполагает претворение в жизнь того, во что мы верим, превращение наших убеждений в праведные деяния. Иман означает нашу готовность при необходимости ради него идти на определенные жертвы. По данному поводу наш Господь благоволит следующим образом:
«Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут испытанию только за то, что они скажут: «Мы уверовали»? Мы уже подвергли испытанию тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов» (Анкабут, 29:2-3).
Если мы обратим внимание на те аяты нашей священной книги Корана, в которых идет речь об имане, то увидим, что иман и праведные деяния всегда упоминаются рядом, что о них всегда говорится вместе. Коран полон доводов о том, что дела не могут быть независимы от веры. Приведем несколько примеров, начиная с суры «Аср», которую многие знают наизусть:
«Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (Аср, 103:1-3).
«Тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, уготованы блаженство и прекрасное место возвращения» (Ра’д, 13:29).
«Те, которые уверовали и совершали праведные дела, будут введены в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно с дозволения своего Господа. Их приветствием там будет слово: «Мир!» (Ибрахим, 14:23).
«Тем же, которые уверовали и совершали праведные деяния, уготованы Райские сады, в которых текут реки. Это – великое преуспеяние!» (Бурудж, 85:11).
Мы видим, что в этих аятах иман и праведные дела все время упоминаются друг за другом. И это указывает на неразрывную тесную связь между ними. Мы также становимся свидетелями того, как часто подчеркиваются такие отношения между иманом и праведными деяниями в хадисах нашего Пророка. Можно привести один короткий пример, когда давая наставления о стыдливости, он говорил, что стыдливость – от веры (Бухари, “Книга имана”, 24).
Праведные дела не ограничиваются лишь сферой поклонения, а охватывают все хорошие поступки во всех областях нашей жизни. Именно об этом говорится в следующем аяте: «Иман имеет более семидесяти ответвлений. Самая высшая его степень – ля иляха иллаллах, а самая нижняя степень – убрать с дороги предмет, мешающий путникам» (Бухари, “Книга имана”, 3).
Здесь указано на праведное деяние, имеющее социальную направленность (убрать камень с дороги), как на одно из ответвлений имана.
В таком случае, мы как мусульмане, должны украшать свою жизнь праведными делами и таким образом в истинном смысле служить нашему Господу.
Islam-Today