«Воистину, дьявол движется внутри человека, как движется кровь»
Дружба и наши хорошие отношения с окружающими нас людьми обязывают нас избегать всего, что способно причинить им какой-либо вред. Всевышний и Его посланник запретили нам злословить и клеветать, оскорблять и причинять физический вред, обманывать и шпионить. Кроме этого, мусульмане также должны думать хорошо друг о друге и не давать шайтану проникать в их сердце с негативными и порочащими других мыслями.
Плохие мысли о людях (су-и занн) возникают из-за определенных причин и обстоятельств. Иногда так случается, что мы оказываемся не в то время и не в том месте, видим то, чего не должны были увидеть, или же воспринимаем определенную ситуацию лишь согласно увиденному и первому впечатлению. Вот тут-то и приходит шайтан со своими наущениями, и, пользуясь неосведомленностью человека, старается укрепить в его сердце определенную негативную мысль.
Допустим, мы случайно стали свидетелями того, как брат-мусульманин, который ходит с нами в одну и ту же мечеть, идет по улице за руку с непокрытой женщиной. Варианты объяснений увиденному у людей могут быть очень разнообразными. Однако все мы делимся в этом плане на две категории: обвиняющих и оправдывающих.
Скверная мысль сама по себе еще не является «су-и занн», если человек не принимает ее. Если же человек соглашается с возникшей у него плохой мыслью, то она уже становится способной влиять и на дальнейшие его поступки. Имам Газзали (да помилует его Аллах) изрек: «Человек, который думает о других плохо, начинает сплетничать о них или оскорблять. Он воспринимает людей плохими, а себя – праведником, а это, в свою очередь, прямой путь к гибели» («Ихъя улюм ад-дин»).
До какой же степени мы должны оправдывать других людей и думать о них хорошо? Если, например, человек не скрывает своих грехов и открыто совершает неугодные Аллаху поступки, разве можно искать ему оправдания? Говоря о таком проблемном вопросе, как такфир, имам Ибн аль-Баззази (да помилует его Аллах) пишет: «Если в делах или словах человека есть множество признаков неверия и лишь один признак веры, то нельзя называть его неверующим. Если же его неверие очевидно, то здесь уже нет места оправданиям» («аль-Фатава аль-баззазия»).
Значит, если есть признаки определенного греха, и нет очевидности, то здесь нужно проявлять «хусн-у занн», т. е. искать оправдания и не давать злым наущениям шайтана укорениться в сердце. Если же грех очевиден или человек сам об этом явно говорит, то здесь следует сделать ему наставление и предостеречь от божьего гнева.
Не давайте повода людям
Чтобы у людей не возникало скверных мыслей, не надо давать им для этого повода. Нужно по максимуму избегать таких обстоятельств и факторов, которые дискредитируют и выставляют вас в плохом свете.
Примером в этом для нас является посланник Аллаха (с.а.с.). Когда Пророк (с.а.с.) совершал итикаф в последнюю декаду месяца Рамадан, к нему пришла его жена Сафия. Она поговорила с ним немного, после чего собралась уйти. Пророк (с.а.с.) решил проводить ее. Когда они дошли до ворот мечети, то увидели проходящих мимо ансаров. Увидев их вместе, ансары поспешили уйти, но Пророк (с.а.с.) остановил, подозвал к себе и сказал: «Это моя жена Сафия». Сподвижники, дав понять, что ни о чем таком не думали, сказали: «Пречист Аллах, о, посланник Аллаха!» Пророк же сказал им: «Воистину, дьявол движется внутри человека, как движется кровь. И я испугался, чтобы он не внёс какое-либо зло в ваши сердца».
Islam-today