• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Юмор по-мусульмански: как можно и как нельзя шутить в исламе

Время чтения: 3 мин
1041

Человек не должен часто и много шутить. Это лишает человека солидности и степенности. Досточтимый ‘Умар радыяллаху ‘анху говорил: «Кто часто смеется, тот теряет внушительность. К шутникам относятся презрительно. Кто много говорит, тот часто ошибается. У кого много ошибок, у того мало стыда. Кто мало стыдится, тот меньше боится Аллаха. У кого мало страха перед Аллахом, у того сердце умирает».

Результат частых шуток – сожаление. ‘Умар ибн ‘Абдуль‘азиз рахимахуллахи говорил: «Страшитесь Аллаха и избегайте шуточек. Частые шутки порождают ненависть. Об этом было сказано так: «У всего есть семя. Семена враждебности – это злые шутки. Если слишком много шутить, то это уменьшает достоинство человека, делает его менее правдивым и богобоязненным, и становится причиной зачерствения сердец. Бывает так, что ради шутки задевают честь и достоинство хороших людей, подводят друзей, вместе с неразумными подшучивают и смеются над кем-то. Кто поддерживает злые шутки, тот берет на себя ответственность за них» («Бустан»).

А вы знали, о чём никогда нельзя шутить в исламе?

Нет ничего плохого в шутках, в которых отсутствует ложь и пустословие. Наш Пророк ﷺ однажды подшутил над одним человеком, который пожаловался, что ему трудно идти пешком. «Не посадить ли тебя верхом на верблюжонка?» – сказал он ему. А тот человек сказал: «Что мне делать с верблюжонком?» Наш Пророк ﷺ промолвил: «Разве не каждый верблюд вырастает из верблюжонка?» (Ат-Тирмизи, Бирр, 57).

А ещё наш Пророк ﷺ сказал в шутку одной пожилой женщине, пришедшей к нему: «Пожилые женщины не смогут войти в Рай» (Ат-Табарани, «Аусат», 5/357; Ибн аль-Джаузи «Азкия», с. 140).

Увидев, как сильно та женщина огорчилась, наш Пророк ﷺ сказал ей, что женщины сперва станут молодыми девушками и затем войдут в Рай. Присутствовавшая при этом ‘Аиша радыяллаху ‘анха сказала:

– О Посланник Аллаха! Вы огорчили бедную женщину.

После этого наш Пророк ﷺ прочел аяты:

«Мы, поистине, сотворим их [райских женщин] заново и сделаем их девственницами, любящими [своих мужей] и равными [друг другу] по возрасту» (Аль-Вакы‘а, 35-37).

Пожилая женщина очень обрадовалась, услышав эти слова. В один из дней наш Пророк ﷺ обратился к Анасу радыяллаху ‘анху со словами: «О, ты, с двумя ушами!» (Ат-Тирмизи, «аш-Шамаиль», № 240).

Такое шуточное обращение содержало в себе похвалу, поскольку Анас радыяллаху ‘анху очень внимательно выслушивал сказанное и всё понимал как следует.

Когда ‘Абдуллах ибн ‘Аббас радыяллаху ‘анху видел рядом с собой кого-то опечаленным, то говорил друзьям: «Постарайтесь успокоить его нежными и ласковыми словами» (Багави, «Шарх ас-Сунна», 13/183).

Досточтимый ‘Али радыяллаху ‘анху сказал: «Дайте вашим душам отдохнуть. Они тоже устают, как и тело» (Хараити «Макаримуль-ахляк», 719).

Можно ли громко смеяться мусульманам?

Ибн Уяйна радыяллаху ‘анху говорил: «Шутить между собой – это сунна, но только для тех, кто умеет шутить и делает это к месту».

Имам аль-Газали рахимахуллахи пишет: «Если будет задан вопрос: «Как же подшучивания могут быть запретными, когда наш Пророк ﷺ и его сподвижники подшучивали друг над другом?» – то ответ на него будет таким: «Если можешь делать так, как это делал наш Пророк , тогда ты тоже делай».

Он подшучивал, но говорил только правду. В шутках он всегда знал меру и никого не обижал. Но когда люди превращают подшучивания в профессию, не знают никакой меры в своих шуточках и затем заявляют, что они делают так, как это делал Посланник Алаха ﷺ, то это является полным невежеством. 

Некоторые маленькие прегрешения при постоянном их совершении тянут за собой тяжкие грехи. В этом вопросе надо быть очень осторожными. На это указывают слова составителя: «Шутить надо красиво, вовремя и к месту».

«Ширатуль ислам. Ахляк и адабы ислама»

Социальные комментарии Cackle