• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Самые любимые люди для Аллаха – это..."

Время чтения: 7 мин
6718

Не секрет, что с началом эпохи интернета мы стали проводить больше времени за разговорами как никогда ранее. Интересующиеся политикой обсуждают международное положение, любители автомобилей спорят о том, какая марка машины более комфортная или скоростная, домохозяйки обсуждают кулинарные рецепты. Приятели и подруги без конца болтают в чатах о том, что они успели сделать за день и где побывать, обмениваются «селфи» и ждут «лайков» к своим фотографиям.

Побочным результатом этой неумеренной любви к общению явились разнообразные грехи языка – хотя теперь их можно было бы назвать «грехи компьютерной клавиатуры».

Люди много болтают попусту, что неизбежно ведет к сплетням и злословию, девушки и юноши переступают границы дозволенного, начиная флиртовать и заигрывать друг с другом. Еще одним «бичом» интернет-общения стали бесконечные диспуты и споры, к которым может привести буквально любой разговор на любую тему. Люди обсуждают какой-то предмет, и, так как они далеко не всегда согласны во взглядах на этот вопрос, то неизбежно между ними возникают споры и разногласия.

Появилась новость о том, что такой-то министр встретился с иностранным политиком – тут же разгорается бурная дискуссия о судьбах страны, кто-то поделился описанием нового гаджета – и окружающие до изнеможения спорят, какая из этих моделей самая лучшая, и даже хозяйки готовы буквально «порвать» друг друга, обсуждая рецепт супа или салата.

Не обошла любовь к спорам стороной и людей верующих. Если раньше диспуты между религиозными людьми и атеистами, или между людьми разных религий были уделом специалистов-богословов, то благодаря интернету, каждый человек, даже имеющий самые поверхностные знания о религии, в одночасье стал равным ученому-теологу и с важным видом рассуждает о духовных материях.

Когда спор идет между специалистами и знатоками своего дела, обычно он происходит в рамках приличия и вежливости – оппоненты обмениваются мнениями, и даже если не соглашаются друг с другом, все равно, они стараются сохранять уважение к собеседнику и к его точке зрения.

Когда же спор идет между людьми невежественными, то у собеседников быстро кончаются разумные аргументы, и далее спор превращается в банальную перебранку, где в ход идут прямые оскорбления, угрозы и обвинения. Самые страшные обвинения – в неверии и лицемерии, которые ранее даже ученые-богословы опасались лишний раз высказать в адрес какого-то человека, произносятся подобными «горе-богословами» запросто, без лишних колебаний.

Именно от таких любителей поспорить, не имеющих для этого достаточной подготовки и знаний, предостерегают верующих Коран и хадисы:

«Препирательство тех, которые оспаривают знамения Аллаха безо всякого довода, явившегося к ним, весьма ненавистно Аллаху и верующим. Так Аллах накладывает печать на сердце каждого возгордившегося тирана» (40, 35).

«Среди людей есть такой, речи которого в этом мире вызывают у тебя восхищение. Он призывает Аллаха в свидетели тому, что у него на сердце, и он – заядлый спорщик» (2, 204).

«Того, кто приобрёл знания для того, чтобы соседствовать с учёными, спорить с глупцами и стремиться тем самым произвести впечатление на людей, ввергнет Аллах в Огонь» (Тирмизи).

«Поистине, самым ненавистным из людей для Аллаха является заядлый спорщик» (Бухари, Муслим).

Можно еще много чего сказать об опасности таких споров, но следует посмотреть в корень проблемы – почему собственно, огромному количеству людей так нравится вести споры о религии? Разумеется, сами они ответят, что якобы они таким образом способствуют распространению ислама, опровергают заблудших, отстаивают истину и стремятся к прочим похвальным вещам.

Но, как известно, человек никого так охотно и успешно не обманывает, как самого себя. Причиной этой любви к бесконечным спорам являются наши низкие страсти – тщеславие, самолюбие, когда нам хочется возвыситься в собственных глазах и глазах окружающих, унизить своего оппонента.

Великие ученые всегда знали об истинных причинах таких споров и поэтому порицали их. Известна история, как великий имам Абу Ханифа (да будет доволен им Всевышний) запретил своему сыну Хаммаду заниматься богословскими спорами. Обиженный сын спросил отца – разве он сам в свое время не посвящал достаточно времени таким диспутам? Великий ученый ответил:

«Сынок, мы собирались для богословских дискуссий и вели на них себя так осторожно, будто птицы сидели над нашими головами. Но сегодня я узнал, что некоторые люди смеются над богословием во время спора. А если человек ведет диспут лишь для того, чтобы опозорить и победить своего оппонента с помощью подлости, то такие диспуты лишены всякого блага!»

Пророк (мир ему), зная о том, как тяжело человеку уступить в споре, особенно, если он считает себя правым, обещал таким людям высокое положение в Раю:

«Тому, кто прекратит спор, будучи правым, Аллах построит дом в центре Рая, а тому, кто прекратит спор, будучи неправым, Аллах построит дом на окраине Рая».

Кто-то из этих спорщиков сейчас возразит – хорошо, если мы перестанем отстаивать свою точку зрения по религиозным вопросам, как же нам возвысить собственную религию? Как тогда люди других религий или вовсе не верующие ни во что поймут, что истина на нашей стороне? На этот вопрос ответ уже был дан давным-давно:

«Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях» (Коран, 5:48). 

Если бы Всевышний пожелал, на земле была бы только одна религия и одна община, но Он дал людям возможность свободно искать истину. Людям, которые называют себя верующими, следует соревноваться в совершении благих дел – а не тратить попусту время в бесплодных спорах, которые порождают только ненависть и вражду между людьми. Если ты считаешь, что ты на истине, и твоя вера правая, покажи это на деле, а не на словах.

Очень легко говорить о своей вере – но как ты ведешь себя среди людей, которые тебя окружают, родных, соседей, сослуживцев, прохожих на улице? Можешь ли ты удержаться от гнева и раздражения, особенно, когда у тебя неприятности? Насколько ты пунктуален в отношении своих религиозных обязанностей? Всегда ли спешишь на помощь нуждающемуся, не жалеешь средств, сил и времени для помощи другим людям?

Стремишься ли к приобретению благого нрава, к воздержанию от сплетен и злословия, от неуместных и пошлых шуток? Именно такие люди являются наиболее любимыми для Аллаха – те, которые приносят радость другим людям, помогают бедным и кормят голодных, умеют сдержать гнев – а вовсе не те, кто побеждает в спорах:

«Самые любимые люди для Аллаха – это самые полезные из них, а самое любимое деяние перед Аллахом Всемогущим и Великим – эта радость, которую ты приносишь мусульманину, помогая ему в беде или выплачивая за него долг или утоляя его голод.

А тот, кто сдержит гнев в отношении брата своего, тому Аллах скроет его недостатки, и тому, кто сдержит свой гнев в то время, когда он хотел излить его, Аллах наполнит его сердце довольством в Судный день.

И кто вышел помогать своему брату-мусульманину в его нужде, пока он не поможет ему, тому Аллах укрепит его стопы в тот День, когда стопы будут скользить. И поистине, дурной нрав портит деяния так же, как уксус портит мед» (ат-Табарани).

В противном случае – если мусульмане будут заниматься только разговорами, окружающие люди могут справедливо указать им – где же плоды вашей веры, откуда мы узнаем, что вы лучшие? Известно, что жители многих стран, в частности, таких азиатских стран как Малайзия и Индонезия, принимали ислам, видя благой нрав мусульманских купцов, которые приходили в их земли.

Эти люди честно вели торговлю, не обманывали их и не обвешивали, открыто говорили о недостатках своих товаров, не преувеличивая их, были образцом нравственности – и окружающие поневоле задумывались, что же сделало их такими порядочными людьми? Видимо, их вера в самом деле лучше нашей, раз заставляет их вести себя подобным образом. Хорошо бы и в наше время окружающие люди могли подумать то же самое, глядя на современных мусульман.

Анна Кобулова

 

Также по этой теме читайте:

Социальные комментарии Cackle