Первая Сунна посланника Аллаха ﷺ, которой должен обучиться верующий
Всевышний Аллах Джалля Джалялуху воспитывает в верующем самые высокие качества, какими только может обладать человек. Ведь Он сказал: «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (сура «Аль-Бакара», аят 30).
Наместник – должность особой чести, которая требует ответственности и дисциплины, без которых, как заявлено ангелами, человек будет представлять из себя чистое невежество. Потому Создатель обучает его внешним и внутренним адабам (этике). Ибо адаб из раба делает султана!
Известен адаб глаз – недозволенность смотреть на запретное, ушей – недозволенность слушать запретное, языка – недозволенность говорить запретное, рук – недозволенность делать запретное, ног – недозволенность идти в запретные места. Наилучшие же проявления этих адабов – в намазе.
Так же есть адабы мыслей, которые воспитывают в человеке внутренний порядок. И Аллах Субханаху ва Та’аля научил верующего тому, куда направлять их, призывая заниматься размышлением (тафаккур) и поминанием Его (зикр). Научившись этим адабам, и превратив их в естественный образ жизни, верующий, подобно драгоценному камню в руках ювелира, обретает красивую огранку. Становится ценнее и благороднее, удостаиваясь чести быть украшением уммы посланника Всевышнего ﷺ. А богобоязненность, являющаяся основой этих адабов, приближает его к Господу миров: «Раб Аллаха благодаря своему хорошему поведению, достигает высокого положения и чести в будущей жизни, хотя он может и не быть очень усердным в вопросах поклонения. А из-за злобности его характера он попадает на самое дно ада» (Табарани).
Духовно воспитанный человек, имеет особую ценность перед Ликом Аллаха Газза ва Джаль. А признаки этого воспитания описаны в хадисе: «Благородство верующего заключается в его религиозности, его простота - в интеллигентности (высокой культуре), а его праведность — в доброте его характера» (Хаким).
Величие Творца не описать словами, настолько Он велик и прекрасен! У такого Владыки наместники не могут быть иными, кроме как подобающе дисциплинированными. Раз так, верующим, в первую очередь, следует воспитывать себя благородными личностями, обучаясь религиозным адабам по примеру Его посланника и нашего господина пророка Мухаммада Мустафы ﷺ. Ведь это его первая Сунна, прославленная самим Творцом, сказавшего: «Поистине ты (О, Мухаммад!) – обладатель высочайшего нрава» (сура «аль-Калам», аят 4).
Айна Замаева