• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Можно ли верующим верить в сказки?

Время чтения: 6 мин
1784

Каждая сказка учит нас обычной человеческой морали

Каждая сказка учит нас обычной человеческой морали

Любите ли вы сказки? Странный вопрос, ответит кто-то из вас – что мы маленькие, в самом деле? Сказки любят дети, поскольку верят, что на свете в самом деле живут добрые и злые волшебники, что можно полетать на ковре-самолете, достать волшебный меч и сразиться с драконом, отгадать сложные загадки и таким образом добиться любви прекрасной принцессы.

Вырастая, мы забывали про сказки, поскольку переставали верить в чудеса, в волшебные палочки, в бабу-ягу и змея-горыныча. Кто-то сейчас скажет, что верующим людям тем более, не подобает верить во все эти вымышленные глупости. Однако, если отбросить вымышленную форму сказок, окажется, что по сути каждая сказка учит нас обычной человеческой морали - что доброта, трудолюбие, смелость, порядочность, умение быть верным другом вознаграждается в жизни и, наоборот, хитрость, лень, лживость, трусость порицаемы и приведут человека к несчастью и одиночеству.

А все эти вещи вовсе не противоречат религии – так что взрослым, как и детям, иногда полезно вспомнить сюжеты известных народных сказок. Возьмем, к примеру, две очень известные сказки – сказку про Золушку и историю про золотую рыбку. Первую из них на самом деле можно озаглавить:

Как быть счастливым и благодарным в любых обстоятельствах.

В фольклоре очень многих народов есть история о том, как в некоей семье умирает мать, оставляя отцу маленькую дочку. Мужчина горюет по умершей жене, но скоро женится вновь – в доме нужна хозяйка, да и нужно кому-то присматривать за ребенком, пока он занят на работе.

Мачеха оказывается очень недоброй женщиной – она взваливает на бедную падчерицу-сироту всю работу по дому, заставляя ее трудиться с утра до ночи, исполняя капризы ее родных дочек от первого брака. Кажется, что жизнь девушки превращается в ад – однако, в конце концов она чудесным образом знакомится с прекрасным принцем и становится его женой, а капризные и избалованные дочки злой мачехи остаются ни с чем.

Что здесь для нас может быть интересного и поучительного? Сказка описывает Золушку как трудолюбивую и добрую девушку, которая умеет быть счастливой и довольной жизнью даже в этих неблагоприятных для себя обстоятельствах. Она не жалуется на жизнь, которая поставила ее в такие сложные обстоятельства, она не становится озлобленной и жестокой, она неизменно добра даже со злой мачехой и ее избалованными дочками. И наоборот, ее сводные сестры и мачеха все время чем-то недовольны и во всем винят кого-то другого.

Пускай добрая фея – тетушка Золушки появляется очень вовремя со своими чудесными подарками, чтобы помочь ей отправиться на бал, все равно – можно смело сказать, что своим счастьем девушка обязана, прежде всего, своему умению быть благодарной и счастливой в любых обстоятельствах. Ведь сын короля обратил внимание именно на нее не потому, что она была какой-то особенно красивой – на том балу было множество не менее красивых девушек, на которых также были надеты их лучшие наряды. Ему понравилась доброжелательность и приветливость девушки, ее прекрасный нрав, а не красивое лицо.

Специалисты по народным сказкам утверждают, что эта сказка на самом деле - не просто выдумка, а рекомендация матерям – как правильно воспитывать детей. Пока ваши дочки маленькие, будьте с ними любящими матерями, но как только они начинают подрастать, спрячьте подальше жалость и превратитесь в строгих мачех – учите их работе по дому, не давайте им лениться, не позволяйте капризничать, тогда они, когда подрастут, непременно будут счастливы в семейной жизни.

Пускай они не встретят прекрасных принцев – это вовсе не обязательно для счастья, но хороший и добрый человек будет рад доброй и трудолюбивой жене. В противном случае, вы окажете им плохую услугу своим баловством – как мачеха испортила жизнь своим дочкам, потакая их капризам и приучая к тому, что все в жизни за них должен делать кто-то еще.

Все эти вещи вполне согласуются с религией - Пророк Мухаммад (мир ему) учил своих последователей трудолюбию, говоря:

«Самая лучшая пища для человека – это пища, на которую он заработал собственным трудом».

Верующий человек должен быть благодарным – только тогда он может рассчитывать на помощь и милость своего Господа:

«[Вспомни,] как возвестил ваш Господь: "Если вы будете благодарны, то я непременно умножу вам [милость]. А если будете неблагодарны, то ведь наказание Мое сурово"» (Коран, 14, 7).

Вторую сказку – о золотой рыбке, можно на самом деле озаглавить:

К чему приводит жадность и неблагодарность.

Эта сказка, известная нам по стихотворному переложению Пушкина (который, в свою очередь взял этот сюжет из сборника сказок братьев Гримм – известных собирателей немецкого фольклора), также бытует у многих народов. Поскольку несмотря на сказочную форму, у нее весьма поучительный сюжет.

Добрый и работящий – но слишком скромный и робкий человек чудесным образом получает возможность обратиться к некоему сказочному существу (в частности, к золотой рыбке) за исполнением своих желаний. По своей скромности и доброте он не решается просить чего-то особенного и отпускает ее – но у такого смирного и тихого мужчины, - как это часто бывает в жизни, оказывается злая и жадная жена.

Ей как раз есть о чем попросить золотую рыбку – и она начинает загадывать бесконечные желания, становясь все более и более ненасытной. В конце концов, когда она переходит всяческие границы в своей жадности, ее богатство исчезает, и она остается «у разбитого корыта».

Здесь можно сказать то же самое, что и в первом случае – пускай золотые рыбки, умеющие исполнять любые желания, на самом деле не существуют в природе. Но разве не бывает такого, что жадный и эгоистичный человек, который недоволен тем, что он имеет, которые мучает своих друзей и близких бесконечными капризами и придирками, требуя все новых благ, в конце концов оказывается ни с чем?

Друзья его оставляют, поскольку никому не приятно дружить с человеком, который умеет только брать, но не хочет ничего давать, родственники также прекращают с ним общение, супругам и детям надоедает терпеть его выходки. И концом его жизни становится одиночество и пустота.

О таком исходе дел неблагодарного человека также предупреждается в источниках нашей религии. Неблагодарность называется в Коране качеством шайтана, которое он хочет пробудить в людях:

«Потом я (Иблис) приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, и Ты (о, Аллах) не найдёшь большинства их благодарными (Тебе) (за Твои благодеяния)» (7:17).

В другом аяте Корана сказано, что Всевышний наказывает неблагодарных и доволен благодарными людьми:

«Разве станет Аллах наказывать вас, если вы будете благодарны [Ему] и уверуете [в Него]?» (4:147).

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «В Судный день будет провозглашено: “Встаньте те, кто благодарил Аллаха в любом положении”, и встанет тогда группа людей, и для них будет развернуто знамя, и под ним они войдут в Рай».

Так что давайте возьмем на вооружение благодарность и оптимизм, отбросив отчаяние и недовольство, и тогда, по милости Создателя, мы многого сможем добиться в жизни.

Анна Кобулова

Автор: Анна Кобулова

Социальные комментарии Cackle