Неоспоримые доказательства истинности Откровения
Получение первого Откровения – основа, на которой строится вера во все остальные положения религии. Правильное понимание его и несомненная убежденность в истинности его составляет обязательное условие твердости веры в сообщения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) о делах мира потустороннего и нормах шариата.
Откровение, по сути, является единственным средством различения двух типов людей: человека-пророка – обладателя сверхчеловеческих способностей, который увещевает не от себя, а только лишь от Своего Господа (и при этом ничего не искажает, не добавляет и не скрывает) и обычного (простого) человека, мыслящего по-своему лишь в пределах своих человеческих возможностей и принимающего решения в соответствии со своим мнением и своими взглядами.
В связи с этим, противники Ислама прилагают исключительные усилия, чтобы опровергнуть религию, ссылаясь именно на этот эпизод, пытаясь обосновать снизошедшее Откровение на горе Хира другими причинами, игнорируя его Божественную природу. Так одни пытаются выдать ниспослание Откровения за воодушевление, которое якобы являлось Посланнику Аллаха или за внутренний голос, или даже за одержимость – так как они знают, что вопрос о ниспослании Откровения является источником веры всех мусульман во все то, с чем явился Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) от Всевышнего Аллаха.
И если им удалось бы посеять долю сомнения, они сделали бы его поводом для того, чтобы опровергнуть все каноны и нормы исламского вероубеждения и права. А также они могли бы проложить путь для мысли о том, что все, с чем явился Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) является лишь его вымыслом.
С этой целью травители умов пытаются переиначить истинную сущность и значение Откровения (о котором мы знаем через историков и написано в достоверных сборниках), избирая для себя определенный способ, в соответствии со своими безграничными фантазиями.
Представим себе невообразимое – что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) продолжал размышлять и, в силу своего упорства и постоянства, он смог открыть для себя мировоззрение, который должно было устранить все взгляды, связанные с многобожием.
Или же (еще для большей убедительности) то, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) обучился Корану и основам Ислама у монаха Бахира.
Или же то, что ни является, ни тем и не другим, а то, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) был одержимым.
Когда мы видим эти абсурдные варианты, по причине которых разум отказывается признавать пророчество Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), мы начинаем ясно познавать всю блестящую Божественную мудрость в начинании ниспослания Откровений именно в таком образе, как это было изложено в хадисе Бухари.
Давайте задумаемся, зачем Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) было дано увидеть ангела Джибриля (мир ему) воочию, ведь Откровение могло быть передано одним из других, практиковавшихся в дальнейшем, способов?
Почему Всевышний Аллах вселил в сердце своего Пророка панический страх и смятение, заставляя бояться за себя, тогда, как известно о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был любим Аллахом, а также Он не раз внушал ему спокойствие и уверенность перед лицом больших опасностей? Почему Всевышний Аллах оставил его в сомнениях, было ли это от джинов? И почему не смог он (да благословит его Аллах и приветствует) предположить, что к нему явился доверенный Аллахом ангел? Зачем, наконец, был сделан промежуток в Откровении, который заставил Пророка так переживать, что (как передает Бухари) он пытался покончить с собой, бросившись с горы?
Это естественные вопросы, возникающие у того, кто изучает вопрос о ниспослании первого Откровения. Задумавшись над ответами на эти вопросы, мы найдем, что в этих моментах заключена большая мудрость, которая представляет собой явную истину, доступная здравомыслящему человеку и оберегающая его от следования за травителями умов в этом вопросе и от попадания на их уловки.
Для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) появление ангела было неожиданностью. Он увидел его воочию и услышал повеление: «Читай». Это внешнее восприятие плюс физическое воздействие на него ангела (когда он отвечал, что не умеет читать) – все это позволило ему понять о том, что происходящее с ним не является результатом происходящих в нем внутренних процессов, а есть воздействие извне. Ангел сжимал его трижды, причиняя сильную боль и повелевая каждый раз: «Читай», дабы не было сомнений в душе Мухаммада, что с ним происходит чудо, не зависящее от него.
Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) охватил страх, а кожа его покрылась дрожью, ему пришлось покинуть привычное место уединения и поспешить домой.
Чтобы каждый, кто размышляет, понял, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) не горел желанием получить пророческую миссию, к которой он был призван, чтобы донести её всему миру. И что Откровение приходит извне, вопреки всем представлениям и ожиданиям, приходит неожиданно и застает врасплох.
Становится очевидным, что это не могло произойти вследствие размышления или какого-то внутреннего внушения.
И потом, элементы воодушевления, внутреннего внушения и открытия или небесные размышления не вызывают страха или побледнения. Не сочетаются долгие размышления и страх. В противном же случае жизнь всех мыслителей должна сопровождаться временными моментами страха.
Ведь известно о том, что страх и тому подобные чувства, являются непроизвольными, их невозможно по желанию воспроизвести. Если даже допустить, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) мог искусственно выражать чувства страха, но это допущение никак не сочетается с теми высоконравственными качествами, которыми обладал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) до пророчества.
Дополнительным аргументом того, что это событие стало для Посланника Аллаха полной неожиданностью, является то, что он (да благословит его Аллах и приветствует) не понял, с кем встретился, и, приняв его за джинна, желающего ему навредить, очень испугался. Он сказал: «Я боюсь за себя». И только Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) успокаивала Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) тем, что не повредят ему шайтаны и джины, так как он (да благословит его Аллах и приветствует) обладает высоконравственными качествами.
Всевышний Аллах мог ведь укрепить его сердце и успокоить Своего Посланника тем, что это Джибриль – один из ангелов Всевышнего Аллаха явился к нему, чтобы сообщить ему (да благословит его Аллах и приветствует!) о том, что он является Его Посланником ко всем людям.
Однако Божественная мудрость пожелала показать разницу между положением, качествами и состоянием личности Мухаммада до и после его пророчества (каким был и каким стал – как изменился) и объяснить, что столпы исламского мировоззрения и нормы шариата не зрели в мыслях Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) до в допророческий период и не помышлял он о деле исламского призыва в это время.
То, что Всевышний Аллах воодушевил Хадиджу (да будет доволен ею Аллах) пойти с Пророком к Варака ибн Науфаль и рассказать ему о том, что произошло с ним (да благословит его Аллах и приветствует!), свидетельствует о том, что это было то самое настоящее Откровение, которое ниспосылалось всем пророкам до него. Свидетельством тому является и то, что действия Хадиджы были направлены на устранение страха и сомнений, охвативших Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!).
А тот факт, что ниспослание Откровений на какой-то период времени приостановилось, решительно свидетельствует о том, что это явление, несомненно, и есть Откровение и вовсе не является следствием душевных переживаний Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), возникших якобы в результате долгих его размышлений. Временное прекращение ниспослания Откровений и страстное ожидание их Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) также говорят в пользу того, что Откровение — это явление, которое приходит вне зависимости от желания нашего Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!).
Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) так расстроило это временное прекращение, что он даже забирался на гору, чтобы сброситься с нее, и это состояние его продолжалось до тех пор, пока он снова не увидел ангела, явившегося к нему (в пещеру на горе Хира), который (на этот раз) сидел на троне между небом и землёй. Он испугался его, вернулся (домой) и сказал: «Укройте меня, укройте меня!», – после чего Аллах Всевышний ниспослал ему айаты, в которых говорилось: «О завернувшийся! Встань и увещевай, и Господа своего возвеличивай, и одежды свои очисть, и скверны избегай…» («Завернувшийся»,1-2).
То, что произошло с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), является неоспоримым доказательством для тех, кто считает, что Откровение является каким-то внутренним воодушевлением Мухаммада, и ставит их самих на место сумасшедших. Так как не представляется возможным, чтобы мыслители-мудрецы или тому подобные личности (обладатели великих знаний) проходили такой же путь, который прошел Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!).
Следовательно, хадис о начале ниспослания Откровения, который привел Бухари, разрушает все домыслы сомневающихся и их попытки извратить истинность Откровения, ниспосланного Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует!), а также истинность его пророческой миссии, возложенной на него Всевышним Аллахом.
И если ты поймешь это, то сможешь познать величину божественной мудрости именно такого начала ниспослания Откровения.
Возможно, эти сомневающиеся вновь вернутся к своим домыслам и спросят: «Почему же, когда ниспосылались Откровения Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), находящемуся в это время в окружении своих многочисленных сподвижников, никто не видел ангела, кроме него?»
Ответ на этот провокационный вопрос следующий: Наличие видимого объекта и его зрительное восприятие (видение воочию) не может являться условием доказательства ниспослания Откровения, так как видение глазами весьма ограниченное восприятие – в противном же случае, не видение отдаленных на расстоянии предметов свидетельствовало бы об их не существовании. На эту тему есть высказывание Ма́лика ибн Набий:
«К примеру, невозможность видения некоторых цветов, для нас является доказательным примером. Не каждый глаз способен видеть некоторые цвета. Существует целый ряд световых лучей, кроме инфракрасного и ультрафиолетового, которые недоступны для наших глаз. Не существует довода, который бы утверждал, что это касается всех глаз. Есть глаза с разными степенями восприятия».
Дальнейшее же продолжение ниспослания Откровения и его истинность доказываются теми же вышеизложенными аргументами и обоснованиями, но никак не теми измышленными «доводами» и «идеями», идущими от сомневающихся.
Мы вкратце подытожим доводы, свидетельствующие об истинности Божественного Откровения:
1. Четкое различие священных айатов и хадисов по форме и стилю текста.
Известно о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) велел записывать Коран сразу по мере его ниспослания. По отношению же к свои изречениям (хадисам) он такого требования не ставил, считая достаточным того, что их запоминал кто-либо из своих сподвижников. Не из-за того, что хадис не имеет отношения к Откровению, а из-за того, что Коран передавался ему в буквальной (дословно-точной) и оригинальной (неподражаемой) форме и стиле через Джибриля.
Что касается хадиса, то его смысл является Откровением от Аллаха, но текст его (слова и выражения) принадлежат самому Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!).
Он предостерегал от смешивания Слов Аллаха, которые он получал от Джибриля (мир ему), со своими словами.
2. Порой происходили такие события и явления, которые требовали немедленного решения, и все же, несмотря на это, наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) откладывал или переносил ответ на более поздний срок, ожидая ниспослания Откровения для решения данного вопроса. Бывало, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал не совсем верные поступки (исходя из божественных норм оценок). В таких случаях ему ниспосылались соответствующие айаты, в которых Всевышний исправлял, а иногда и даже порицал его.
3. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) был человеком, не умеющим ни читать, ни писать и поэтому не представляется вероятным, чтобы такой человек мог постичь истину путем внутреннего саморазмышления и самовнушения и преподнести в тонкостях различные исторические повествования (наподобие истории жизни Йу́суфа или матери Мусы, которая положила его в сундук и бросила в воду, или же истории Фараона и многих других). Всевышний Аллах сказал: «Ты не читал прежде ни одного Писания и не переписывал его своей десницей. В противном случае приверженцы лжи впали бы в сомнение» («Паук»,48).
4. Исключительная общепризнанная правдивость Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) по отношению к окружающим людям (которую признавали все в течение сорока лет), наводит на мысль о невозможности его превращения в одно мгновенье в антипода – в отъявленного лжеца, обманывающего народ надуманными идеями. Поэтому, прежде чем идти к народу, он должен был сам убедиться в истинности Откровения, снизошедшего ему, и избавиться от всякого рода сомнений и от того, что могло показаться его глазам или закрасться в его мысли.
И данный айат как будто специально и был направлен для подтверждения того, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) никоим образом не ожидал ниспослания Откровения: «Если ты сомневаешься в том, что Мы ниспослали тебе, то спроси тех, кто начал читать Писание раньше тебя. Воистину, к тебе явилась истина от твоего Господа. Не будь же в числе тех, кто сомневается» («Йу́нус», 94).
Передается от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), что после ниспослания этого айата он сказал: «Не сомневаюсь и не стану спрашивать».
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.