Насыхат: наставления мусульманам от предшественников
Начало: Мудрые наставления предшественников на каждый день. Часть 1
Посланник Аллаха (ﷺ) в своем известном хадисе сказал: «Религия – это насыхат в отношении Аллаха, Его Книги, Его посланника, предводителей мусульман и простого народа». Насыхатом является искреннее отношение и соблюдение прав, а также это означает полезное наставление. Следуя повелению Пророка (ﷺ), ученые уммы оставили множество наставлений и мудрых изречений для следующих поколений мусульман.
Изучая их высказывания, мы черпаем великую мудрость и озаряем свои сердца светом, ведь вся их жизнь строилась на учениях Корана и сунны. Сами мы без учения наших предшественников не смогли бы правильно следовать руководству, данную нам Всевышним. В этой статье мы продолжаем изучать наставления ученых людей ислама.
1. Малик ибн Динар (р.а.) был известным захидом и современником аль-Хасана аль-Басри (р.а.). Ученые считают его одним из отцов тасаввуфа наряду с тем же аль-Хасаном аль-Басри. Малик известен своими мудрыми изречениями, которые приводятся в очень многих классических религиозных трудах. Как-то он сказал: «Достаточно зла для человека, если он, не являясь праведником, поносит их».
2. Он также говорил: «Знай, что проявлением нечестия является то, что человек рассказывает обо всем, что слышит». Из его изречений также: «Клянусь вам, если бы грехи лицемеров стали произрастать на земле словно растения, то вы бы не нашли места, чтобы сделать шаг».
3. Малик ибн Динар часто плакал и заставлял плакать слушателей своими наставлениями. В одном из них он сказал: «Будьте терпеливы в подчинении Господу, ведь это терпение незначительное, а награды за него неисчислимы. К тому же жизнь коротка, потому будьте терпеливыми».
4. Великий ученый, мухаддис и суфий, Абу Сулейман ад-Дарани (р.а.) был современником Асима аль-Антаки и Ибрахима ибн Адхама. Считается, что он был первым из суфиев, который носил шерстяные накидки. Множество его мудрых наставлений передаются в различных сборниках. Наиболее широкую известность получили его высказывания относительно аскетизма и основ тасаввуфа. Так, например, он говорил: «Ключ этого мира – сытость, ключ от мира вечного – голод. Отказаться от лишнего куска при принятии пищи любимей для меня, чем ночное поклонение. Наибольшее удовольствие от поклонения я получал тогда, когда был голоден».
5. Также он говорил: «Если ты получаешь удовольствие от одного вида поклонения, совершай больше именно его. Если ты наслаждаешься чтением Корана, то читай Коран больше, а если ты получаешь наслаждение от молитвы, то больше молись».
6. Когда Абу Сулейман ад-Дарани лежал при смерти, его товарищи сказали ему: «Радуйся, ведь ты отправишься к Прощающему и Милостивому Господу». На это ученый сказал: «Почему же вы не говорите, что я отправляюсь к Господу, Который требует отчета за малые прегрешения и сурово карает за большие?»