Наставление пятницы: важные доводы необходимости пророческой сунны Расуль Акрама ﷺ
В чем смысл аята, ниспосланного в последние мгновения жизни нашего Пророка ﷺ?
Смысл отрицания не признающих пророческую сунну состоит в следующем: они утверждают, что мусульманам для решения любых вопросов достаточно Коран Карима, и что они не нуждаются в пророческой сунне.
Они относятся к сунне как к чему–то излишнему в религии. Поэтому они утверждают, что сунне «нельзя довериться как второму источнику в установлении хукмов ислама, поскольку религия обрела законченный вид и без пророческой сунны, одним лишь Кораном».
В доказательство своих сомнительных утверждений они приводят следующие доводы:
Расулюллах не сообщил открыто, что сунна не является вторым источником в установлении религиозных предписаний.
Аят Всевышнего Аллаха:
الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ
“Сегодня Я завершил для вас вашу религию (закончил передавать постановления, касающиеся религии слам)” (Аль-Маида, 3) был ниспослан в последние мгновения жизни нашего Пророка ﷺ.
Во время ниспослания этого аята (по ошибочному мнению отрицателей) пророческой сунны ее не существовало. Она сложилась позже.
Если бы ислам и завершенность религии зависели от нее, то этот аят не был бы ниспослан.
Коран Карим принес всё.
Всевышний Господь соизволил сказать следующее:
مَّا فَرَّطْنَا فِي الكِتَابِ مِن شَيْءٍ
“Мы ничего не упустили в Книге (в Хранимой Скрижали и взятом из нее и таком же ценном Коране)” (Аль-Анам, 38).
В другом аяте сказано так:
أَوَلَمْ يَكْفِهِمْ أَنَّا أَنزَلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ يُتْلَى عَلَيْهِمْ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَرَحْمَةً وَذِكْرَى لِقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ
“Разве им недостаточно того, что Мы (в качестве знамения, после которого не нужно просить никаких чудес) ниспослали тебе Книгу, которую им читают? Поистине, в этом (в том, что Коран навсегда останется чудом в отличие от кратковременных чудес других пророков) – милость и напоминание для верующих (не тех, кто упорствует в своем неверии)” (Аль-Анкабут, 51).
Важно знать! Что такое сунна?
Коран Карим не только принес все необходимое, но и разъяснил в подробностях так, что не осталось никакой нужды в дополнительных посторонних разъяснениях. Изложив эти свои суждения, они вслед за этим говорят следующее:
“Раз Коран Карим принес всё нужное и ничего не оставил без наилучшего разъяснения, дав обо всем подробные сведения, в таком случае, зачем нужна сунна?”
И после этого они пытаются посеять в умах сомнения, отрицая, что пророческая сунна может служить доводом и является вторым основным источником при установлении предписаний ясной религии ислам.
Их цель – избавиться от этого великого религиозного источника и отказаться поступать в соответствии с ним.
Эти сомнительные утверждения отрицателей аннулируются со многих сторон, выявляется их недействительность, безосновательность.
Ясные аяты Коран Карима, призывающие и побуждающие крепко держаться возвышенной сунны, чтобы оказаться под надежной защитой, пришли таким путем (таватур), который делает невозможным их отрицание.
Наш Пророк ﷺ также во многих хадис-шарифах в настоятельной форме сообщил, что следование прямым путем (хидаят) возможно лишь следуя его пророческой сунне, велел руководствоваться ею и предостерегал от противодействия ей.
Как же можно утверждать, будто Расуль Акрам ﷺ не говорил, что благодатная сунна является вторым источником для установления религиозных предписаний?
Простая сунна, избавляющая от бедности
Пророческая сунна существовала при жизни нашего Пророка ﷺ, так как претворение в жизнь религиозных предписаний зависело от благодатной сунны, которая определяла формы их применения на практике.
Сподвижники Посланника Аллаха ﷺ распространяли ее из-за боязни стать грешниками по причине сокрытия знаний.
Кроме всего прочего, частичная незаписанность пророческой сунны не означает ее отсутствие.
Из временного отсутствия письменной фиксации того, что будет записано в последующем, вовсе не следует, что этого не было в то время.
Кроме всего прочего, записанность довода не является обязательным условием, чтобы использовать его как доказательство в установлении религиозных предписаний, особенно когда вместо письменной фиксации имеется еще более надежное средство – осознанное запоминание теми, кто встречался с Расуль Акрамом ﷺ, находился рядом с ним и подражал ему.
В Коран Кариме не содержатся подробности, детали всех относящихся к шариату дел, таких как ибадаты хаджа, поста–уразы, намаза. (Как например обязательные действия в намазе, внутренние и внешние условия его совершения).
Все повеления и запреты приводятся в кратком изложении, подробные разъяснения оставляются возвышенной сунне. Разве данное положение не является важным доводом необходимости сунны, исходящей от Почтенного Пророка ﷺ в качестве второго источника при установлении религиозных предписаний.
Аяты, приводимые ими касательно того, что сунна не является решающим аргументом в при установлении шариатских законов, не только не отменяют этого непреложного факта, а наоборот подтверждают, что сунна действительно является религиозным доводом.
الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ
“Сегодня Я завершил для вас вашу религию (закончил передавать постановления, касающиеся религии ислам)”. (Аль-Маида, 3).
В этих словах Всевышнего имеются в виду Коран и сунна, так как они оба представляют собой откровение (вахй), на котором и строится религия ислам.
Благословенная сунна: «Читайте намаз так, как вы видели меня, читающим намаз»
Под религией (дин) здесь подразумевается не только Коран Карим. Доказательством этого служит то, что связанное с Кораном откровение не прервалось вместе с ниспосланием этого аята, после которого был ниспослан еще целый ряд других аятов, содержащих очень важные положения. Например, аяты о запрете лихоимства (фаиз).
Даже если принять, что этот аят был ниспослан последним и в нем речь идет только о Коран Кариме, то всё равно из этого не следует, что благодатная сунна не может служить религиозным доводом.
Наоборот, этот благородный аят – самый сильный аргумент в пользу утверждения, что пророческая сунна является источником для установления религиозных предписаний (хукмов).
Поскольку пророческая сунна – это разъяснение, развернутое изложение Корана, без чего не может быть совершенства, завершенности религии.
В словах Всевышнего Аллаха:
مَّا فَرَّطْنَا فِي الكِتَابِ مِن شَيْءٍ
“Мы ничего не упустили в Книге (в Хранимой Скрижали и взятом из нее и таком же ценном Коране)” (Аль-Анам, 38) под словом «Книга» подразумевается Хранимая Скрижаль (Ляух аль-Махфуз).
Аллах Всевышний записал в ней всё сотворенное Им. Если согласиться, что под словом «книга» здесь подразумевается Коран Карим, тогда смысл будет такой:
«Книга содержит в себе все относящиеся к шариату хукмы, будь то напрямую или же через изложение, разъяснение благодатной сунны».
Что же касается того, что они приводят в качестве довода слова Всевышнего Аллаха:
أَوَلَمْ يَكْفِهِمْ أَنَّا أَنزَلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ يُتْلَى عَلَيْهِمْ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَرَحْمَةً وَذِكْرَى لِقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ
“Разве им недостаточно того, что Мы (в качестве знамения, после которого не нужно просить никаких чудес) ниспослали тебе Книгу, которую им читают? Поистине, в этом (в том, что Коран навсегда останется чудом в отличие от кратковременных чудес других пророков) – милость и напоминание для верующих (не тех, кто упорствует в своем неверии)” (Аль-Анкабут, 51), то это ошибочный довод, так как поводом для ниспослания этого аята стало требование мушриками от Расулюллаха чуда.
Отвергая это их требование, Аллах Всевышний сообщает им, что эта Книга – Коран Карим – является для них достаточным доводом для принятия посланнической миссии Расуль Акрама ﷺ.
Между тем, этот аят никак не связан с подразумеваемым ими ошибочным суждением «Коран и без пророческой сунны достаточен для мусульман при любых обстоятельствах».
Это интересно: Полувегетарианство – пророческая Сунна?
Мухаммад Йелкенджи «Ясной религии ислам не может быть без посланника Аллаха ﷺ»
Все фото: elements.envato.com