Наставление пятницы: «Они отдают им предпочтение перед собой, даже если сами нуждаются»
Ислам – религия сплочённости, взаимопомощи и солидарности. Всевышний Аллах наделил мусульманское общество отличительными характеристиками: мусульмане всегда готовы прийти на взаимовыручку друг к другу, взаимодействовать в мирном ключе.
Господь не одобряет враждебно настроенные отношения. Верующие мусульмане должны быть едины и синхронны словно один живой организм. Если заболевает один орган, весь организм помогает ему восстановиться.
В первые дни Зуль-хиджа нам, как искренне верующим, следует помнить о наших соседях. Делиться с ними частью жертвенных животных, необходимыми продуктами питания, предлагать свою помощь.
Ни одному из верующих не должно быть все равно на положение других мусульман, если они бедны или обездолены, или оказались в тяжелых жизненных обстоятельствах. Поэтому Пророк ﷺ обозначил, что составляющим показателем веры является соблюдение прав других людей:
«Не уверовал в меня тот, кто заснул сытым, зная о том, что рядом с ним находится голодный сосед».
Этот хадис приводится в сборнике имама Аль-Баззара, а также у Ат-Табарани.
Мы видим из этого хадиса, что Пророк ﷺ создал единство между верующими мусульманами и взаимопомощь в сложных ситуациях с соседями.
В исламе вознаграждение за благо, дарованное другим людям очень велико.
В большом справочнике Ат-Табарани приводится такой хадис: «Совершение благих дел спасает от дурного конца».
Благие дела – те благодеяния, которые совершает раб Божий от чистого сердца, чтобы приблизиться к Аллаху. Он делится имеющимися благами с другими людьми. Тем самым, спасая себя и отдаляясь от дурной смерти.
Совершающий благое умирает в прекрасном положении. Совершение благодеяний практиковали наши предшественники, сподвижники и самые выдающиеся люди мусульманской уммы во все века и при любых обстоятельствах. Имам Аль-Байхаджи в своей книге «Составляющее веры» в разделе об альтруизме писал о господине Абдулле ибн Умаре:
«Однажды, одному из сподвижников в лучезарной Медине подарили приготовленную голову барана, потому что он почувствовал, что сосед нуждается в этом. Он взял голову барана и подарил соседу. Другой сосед поступил также, ведь и он подумал, что другой сосед нуждается в еде больше, чем он сам.
Читайте также: Что сказала бы милостыня, если бы она умела говорить
Писали, что эту приготовленную голову барана вместе с бульоном соседи передавали друг другу до тех пор, пока подарок не вернулся к своему отправителю».
Описывая подобный случай, было ниспослано Всевышним Аллахом следующее: «Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются».
Пророк ﷺ отметил, что одним из отличительных качеств истинного верующего является умение чувствовать и видеть потребности других мусульман.
Посланник ﷺ сказал: «Тот, кто уверовал в Аллаха и в Судный День, пусть проявляет почтение к своему соседу».
Почтение к соседу, умение войти в положение бедного или нищего – одни из деяний, поощряемых шариатом. В праздничные дни нам следует помнить об этом деянии и не ущемлять права бедных.
В хадисе Муслима приводится: «Тот, кто обрадует своего брата мусульманина, спася от горести этого мира, будет обрадован Всевышним Аллахом, спасшись от горестей Судного дня».
Те, кто хочет спастись от печалей Судного дня, и найти успокоение Своего Господа, начиная с этого момента, облегчайте жизнь соседей, близких людей, бедняков и нищих, тогда вы будете наделены несметными благами по воле Аллаха. Не надо ждать пока люди станут подходить и просить нас о помощи. Лучше, если мы сами будем проявлять к ним щедрость и благосклонность.
Одним из семи удостоенных укрываться под тенью Трона Всевышнего Аллаха в день, когда не останется иной тени, является мужчина или женщина, подавшие милостыню скрытно от посторонних глаз, так что левая рука не знала, что сделала правая.
Пусть наши праздники станут праздниками истинной веры и взаимопомощи, солидарности и благодарности.
Автор: Islam Today