Наставление пятницы: не следуй тому, чего не знаешь
«И не следуй тому, чего не знаешь. Поистине, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу [за совершенные поступки]» (Аль-Исра, 36).
Человек − это существо, на которого возложена ответственность: он отправлен в этот мир не праздношатающимся и безрассудным, не брошен в одиночестве, не оставлен без присмотра. За свои добрые дела он получит воздаяние, а за свои злодеяния будет держать ответ. Каждый из нас сотворен в совершенном виде, и нам известно, что является добром, а что – злом. Поэтому никто из нас не сможет в Судный день оправдаться своим незнанием, чтобы избежать наказания.
Исходя из этого, нам запрещено следовать тому, о чем мы не имеем достоверного знания, ведь рядом с нами находятся ангелы, которые наблюдают и записывают каждое слово и действие, ничего не упуская.
Аят «не следуй тому, чего ты не знаешь» обладает очень широким значением. Он требует, чтобы человек в личной и общественной жизни не руководствовался вместо знания разными догадками и предположениями. Данное повеление охватывает все стороны жизни мусульманина: нравственность, право, политику и управление. Ислам запрещает обвинять кого-либо, не проводя расследования и основываясь лишь на догадках. В данном случае «знание», о котором говорится в аяте, нужно понимать как твердое доказательство.
В соответствии с этим, человеку запрещено руководствоваться недостоверной информацией, слухами, нельзя безосновательно высказываться о ком-либо, если можешь нанести ему материальный или моральный ущерб.
В юридической сфере принцип «не следовать тому, чего ты не знаешь» означает не выступать свидетелем, если ты своими глазами не видел случившегося. Нельзя давать ложные показания или клеветать на целомудренных женщин и мужчин.
В сфере нравственности это значит, что нельзя распускать слухи и сплетничать, нельзя осуждать кого-то на основе слухов и сплетен. Мусульманин проверяет любую полученную информацию и не действует на авось. Он знает, что если будет действовать, как ему вздумается, и тем самым навредит чужим интересам, то в ахирате ему за это придется понести наказание (Аль-Худжурат, 6), поскольку слух, зрение и сердце будут призваны к ответу.
Всевышний Аллах повелевает:
«О, верующие! Избегайте множества подозрений! Поистине, некоторые подозрения – это грех» (Аль-Худжурат, 12).
В Судный день наш Господь запечатает наши уста и заставит говорить наши руки и ноги. Они будут по одному говорить и свидетельствовать о том, что делал их владелец в этом мире. Руки, ноги, глаза, уши будут свидетельствовать за или против своего хозяина (Йа Син, 65; Фуссылат, 20; Ан-Нур, 24).
Пророк (с.а.с.) также говорил: «Как можно больше избегайте предположений. Потому что предположение является самым лживым словом» (Бухари).
Соответственно, мусульманин должен жить по принципу «не верь всему, что слышишь» и даже из увиденного не делать поспешных выводов. Если человек будет пересказывать другим все, что услышал, это запишется ему в грехи. В другом хадисе говорится: «Говорить о чем-то не увиденном тобой так, будто ты видел это собственными глазами, − это и есть наибольшая клевета» (Бухари).
Автор: Islam Today