Наставление пятницы: кому не дано понять смыслы аятов Корана
Имам аль-Газали (да будет милостив к нему Аллах), говорил, что следующие лица не могут понять смыслы аятов Корана:
1- Кто не имеет достаточных знаний по основным религиозным наукам (в том числе по арабскому языку и тафсиру).
2- Нечестивец, продолжительно совершающий большой грех.
3- Последователь искаженного вероучения, не соответствующего вероучению Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а.
Человек с искаженным вероучением, не сможет правильно понимать смыслы аятов Корана даже в том случае, когда знает все тонкости арабского языка в совершенстве.
Толкование Корана таким человеком не может являться Тафсиром и, как уже было сказано выше, собьет мусульманина с Истинного Пути.
В книге «Аль- Хадика…» («Аль-Хадика…» – «Аль-Хадикат-ун-Надиййа Шарх-ут-Тарикат-иль-Мухаммадиййа» – книга имама Абд-ул-Гьани ан-Наблуси (1050/1640-1143/1731) имам ан-Наблуси приводит хадис:
«Моя община получит много вреда от плохих служителей религии».
Этим высказыванием Пророк ﷺ предупреждал нас о появлении в будущем безмазхабных служителей религии.
В книге «Мактубат» выдающегося ученого Имама ар-Раббани (Имам ар-Раббани – Ахмад б. Абд-уль-Ахад аль-Фаруки ас-Сарханди (971/1563-1034/1624) приведен хадис об этих толкователях: «Кто толкует (неверно) Коран по своему разумению, становится кяфиром» (См. также у Тирмизи: № 2951, 2952).
Некоторые «Безмазхабники» («Безмазхабность» – Напоминаем, что под этим термином подразумеваются только религиозные деятели, и их последователи, осознанно не следующие ни одной из сохранившихся на сегодняшний день 4-х богословско-правовых школ Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а, коими являются на сегодняшний день мазхабы Ханафи, Малики, Шафии и Ханбали) не понимают эти тонкости.
В результате недооценки значения религиозных наук, они предлагают каждому мусульманину совершать действия согласно собственному пониманию аятов Корана.
Более того, считают вредными чтение книг Приверженцев Сунны и запрещают это другим.
Важно знать: Можно ли слушать Коран и заниматься какой-либо работой?
Естественно, что взамен они предлагают читать их труды, сплошь составленные по методу «Толкование Корана по собственному разумению».
Возьмите любую из написанных ими книг, и вы увидите, что в указателе источников они приводят Коран, Сунну (сборники хадисов), будто бы являются муджтахидами.
В лучшем случае в источниках указаны книги их учителей, которые толковали Коран и Сунну вопреки согласованному мнению (Иджма).
Между тем, толкование Корана должно опираться не на собственные рассуждения мусульманина, а на достоверные сообщения от Пророка ﷺ и согласованное мнение Праведных Предков (ас-Салаф ас-Салихин) – то есть ученых Первых Трех Поколений Ислама.
Сказано в хадисе: «Кто разъясняет Коран по собственному разумению, даже если и верно, безусловно, ошибается» [ан-Насаи].
Таким образом, если кто-либо дает даже правильное толкование аятов Корана, но делает это согласно собственным выводам, – нарушает Шариат, а значит и отклоняется от Истинного Пути.
Если же кто-либо умышленно истолкует аят Корана неверно, тот становится неверующим. Об этом сказано в книге «аль-Барика…» («Аль-Барика…» – «Аль-Барикат-уль-Мухаммадиййа фи Шархи Тарикат-иль-Мухаммадиййа» - книга Имама аль-Хадими (Мухаммад б. Мустафа; Мауляна Абу Саид, 1113-1176/1701-1762) имама аль-Хадими, да будет милостив к нему Аллах.
Абу Асад аль-Ханафи. Люди Сунны и Согласия – кто они?