Наставления великих людей нашей Уммы
Сколько пользы приносят нам длинные проповеди с минбаров и хутбы, зачитываемые с бумаги? Берут ли они нас за душу? Мы получаем большое количество информации от образованных религиозных деятелей, но сердца наши продолжают оставаться черствыми! Почему же так происходит?
Наставления предшественников были краткими и лаконичными, содержали не так много информации и зачастую затрагивали одни и те же темы: искренность, грехи, богобоязненность, бренность мира, усердие в поклонении. Однако эти наставления заставляли людей каяться и больше не возвращаться к грехам, они формировали праведное общество и вели людей к созиданию прекрасного. Их слова воспринимались по-другому, потому что сами они были лучшими людьми, поступки которых ставили в пример. Они не говорили того, чего не делали. Они избегали известности, но известность приходила к ним сама.
Али (р.а.): "Вот-вот наступят времена, когда от нашей религии останется только название..."
Советы и предостережения наших ученых будут актуальными в любое время. На их изучение и претворение в жизнь человек непременно должен тратить свое время и силы. В этой подборке мы привели для вас избранные наставления лучших представителей ас-саляф ас-салих.
1. Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) говорил в своих проповедях:
«Где красавцы с прекрасными лицами, обольщенные своей молодостью? Где цари, которые строили великие города и укрепляли стены? Где те, которые одерживали победы в войнах? Их уничтожило время, и теперь они пребывают во мраке могил. Спешите же! Спасайте себя!»
2. Абу ад-Дарда говорил:
«Жители Дамаска, неужели вам не стыдно? Вы собираете то, чего не едите, строите дома, в которых не живете и мечтаете о несбыточном. До вас были поколения, которые собирали и набивали свои закрома, строили и укрепляли здания, надеялись на будущее и строили планы, однако их мечты оказались обольщением, накопления были впустую, а дома превратились в могилы. Разве не владел народ 'Ада стадами скота, (которые паслись в землях) от 'Адна до 'Аммана? Теперь найдутся ли такие, кто купит их наследство у меня за два дирхама?»
3. Му'аммар сказал:
«Дошло до меня от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что, если мимо него проходила похоронная процессия, он говорил: «Отправляйтесь! Если (вы отправитесь) вечером, то мы вас догоним днем, если днем, мы вас догоним вечером. В этом есть сильное наставление, но беспечность (после нее) приходит незамедлительно. Уходит (умирает) один, и остается другой, который не разумеет (не извлекает урок из этого)».
4. Харам ибн Хайян выходил по ночам и громко скандировал:
«Я удивляюсь требующим Рай: как они могут спать? Я удивляюсь бегущим от Ада: как они могут спать?» Затем он читал следующий аят: «Неужели жители селений не опасались того, что Наше наказание постигнет их ночью, когда они спят?» (сура 7 «Ограды», аят 97), после чего обычно читал суры «Время» и «Страсть к приумножению», а затем возвращался домой».
5. Передается, что Мухаммад аль-Куфи сказал:
«Как-то я присутствовал на проповеди Умара ибн Абд-аль-Азиза. Он восхвалил Аллаха и сказал: «Люди, поистине Всевышний Аллах создал творения, потом умертвил их, затем Он воскресит их и введет либо в Рай, либо в Ад. Клянусь Аллахом, если мы верим в это (и продолжаем совершать то, что совершаем, несмотря на эту веру), значит мы – глупцы. Если же мы не верим в это, мы погублены». Затем он сошел с минбара».
6. Хасан аль-Басри (да помилует его Аллах) сказал:
«Вы проживаете ограниченный, убывающий срок и делаете сохраняемые (записываемые) дела. Смерть ходит за вами по пятам, а огонь находится перед вами, хотя вы не выглядите как люди, готовящиеся к отправке. Ожидайте решения Аллаха (смерти) денно и нощно, и пусть каждый посмотрит, что он приготовил для себя (из благих дел)»
7. Когда аль-Фудайл ибн 'Ияд вошел к Харуну ар-Рашиду, повелителю правоверных, то сказал:
«Кто из вас правитель?» Ему указали на повелителя правоверных, которому ученый сказал: «С миловидным лицом, это ты правитель? Ты возложил на себя огромную ношу. Я не видел еще человека, красивее тебя лицом, и если ты способен, чтобы оно не было обезображено ожогами адского огня, то сделай это». Харун ар-Рашид сказал ему: «Дай нам наставление». Аль-Фудайл сказал: «Какое наставление тебе дать? Вот Книга Аллаха, посмотри, что случилось с теми, кто ослушался Ее, и что случилось с теми, кто подчинился Ей. Я видел людей, которые как безумные стремились попасть в Ад и делали все возможное для этого. Клянусь Аллахом, если они также или даже чуть меньше этого стремились в Рай, то они достигли бы его». Повелитель правоверных сказал: «Возвращайся еще». Аль-Фудайл ответил: «Если ты не пошлешь за мной, я не приду. Если же ты извлечешь пользу из сказанного мной, то я вернусь к тебе».
Наставление имаму: как повел себя имам Ахмад, когда ему сделали замечание?
Из книги «Раудат аз-Захидин»