Насколько сильно допустимо любить посланника Аллаха ﷺ?
Сегодня некоторые мусульмане предостерегают других верующих от проявления чрезмерной любви к посланнику Аллаха ﷺ, в виде стремления увидеть локон его благословенных волос, прикоснуться к его личным вещам, организаций вечеров Мавлида и прочее. Они говорят, что самой лучшей демонстрацией любви к пророку будет следование Корану и его сунне, остальное же – бид’ат (недопустимое новшество).
Несомненно, такая позиция вызвана их благими намерениями, опасением перейти границы допустимого, дабы не впасть в заблуждение. И в этом вопросе самым важным является знание, правильное убеждение. Если вероубеждение (игътикад) человека соответствует основам ислама (об этом можно узнать из учебников акыды), тогда исключается опасность того, что он может сделать нечто выводящее его из религии.
Читайте самые лучшие книги об исламе на huzurshop.ru.
Всё же, что не выходит за эти границы, считается допустимым и не подлежит осуждению даже с благими намерениями, ибо это тоже может способствовать нанесению ущерба духовности верующих, усложнению религии.
Так насколько сильно можно любить посланника Аллаха ﷺ и в каких пределах допустимо проявлять свои чувства к нему? На этот вопрос ответом служат аяты Корана, слова самого пророка об этом, примеры из жизни сподвижников Расулюллаха ﷺ, учёных ислама, праведников и в целом практика большинства верующих ахли сунны валь-джамаат во всей истории ислама.
Ведь Пророк ﷺ сказал: «Поистине, моя община не объединится ни на одном из заблуждений, и когда вы увидите разногласия среди мусульман, вы следуйте за путём большинства» (Табарани).
В хадисах говорится: «Не будет совершенной вера у верующего, пока не возлюбит он меня больше, чем своих детей, родителей и всех людей» (Муслим);
«Среди моих последователей и тех, кто больше всех меня полюбит, будут те, кто придёт после меня. Они будут готовы пожертвовать всем своим имуществом и жизнью, лишь бы увидеть меня» (Муслим, Джаннат, 12).
Известно, как сильно любили Пророка ﷺ его благородные сподвижники. Они готовы были отдать свои жизни, пожертвовать жизнями своих близких ради него. Это отражалось и в их словах: «Пусть отец мой и мать моя будут выкупом за тебя, о Посланник Аллаха!».
Такой преданности, любви и саможертвенности ради него удивлялись даже их враги, говоря, что «они ещё не видели в жизни кого-либо, кто любил бы другого так, как любят асхабы Мухаммада!»
Казалось бы, как может сравниться и даже превзойти любовь к Пророку ﷺ тех, кто будет после него, с любовью величайших сподвижников? Разница в том, что любить того, кого не видел и не знаешь лично, – сложнее, чем того, кого хорошо знаешь.
Поэтому даже после смерти Пророка ﷺ были и будут те, кто горит огромной любовью к милости миров – Мухаммаду ﷺ. Одним из таких примеров являет собой имам Малик (р.а.). Он всегда и во всём старался походить на посланника Аллаха, соблюдал адабы в отношении всего, что касалось его благородной личности.
Из почтения к нему он никогда не ездил верхом внутри Медины, не повышал голоса в мечети Пророка, несмотря на то, что был в нём имамом и не боялся предостерегать от этого даже самого халифа. Имам Малик ни в коем случае не передавал хадисы, не совершив предварительно полного омовения.
Так же известно много других имён среди ученых и праведников, испытывающих сильную любовь к посланнику Аллаха ﷺ.
Каждый из них непременно имел своё отношение к любимцу Всевышнего, по-своему переживая свои пламенные чувства. И, разумеется, лишь малая часть была замечена окружающими и доведена до наших ушей.
Кто-то проявлял уважение к Пророку ﷺ подобно имаму Малику, кто-то служил его мечети, подметая там полы, кто-то писал стихи, касыды, которые хвалил сам Посланник ﷺ, передавая им салям через сны, кто-то раздавал милостыню ради него...
Это интересно: Что сказал Пророк ﷺ о Мавлиде?
Абид ас-Салмани (р.а.) был табиином и известнейшим правоведом, учёным в области хадисов. Он принял ислам за два года до смерти пророка, но, к сожалению, так и не смог повстречаться с ним лично. Несмотря на это, любовь к посланнику Аллаха ﷺ смогла опалить и его сердце. Он хранил у себя его волосы, говоря: «У меня есть локон Расулюллаха ﷺ, и он мне дороже, чем все богатства мира!» (Ахмад, III, 256).
Учёный аз-Захаби, тронутый словами Абида ас-Салмани, от себя добавил:
«Следуя в Медину, упиваясь смотри на гору Ухуд, полюби её! Ведь Ухуд любил Посланник Аллаха! Посети места, где он любил бывать, пропитайся атмосферой той духовности! Ведь, не полюбив Господина миров больше своей жизни, больше деток своих и всего своего имущества, то есть больше всего на свете, - ты не сможешь быть полноценно верующим…» (Захаби, Сияр, IV, 42-43).
Вот какой бывает истинная любовь к Пророку ﷺ – тому, кто являлся воплощением милости Господа миров – того лучшего, что может быть в жизни сотворённого человека, обладающего одними лишь недостатками! Она заставляет искать следы любимого в росе розы, в песках Медины и во вкусе его любимых блюд! Кто же способен восстать против этого чувства, кроме того, кто сам его не испытал?!
Автор: Айна Замаева