Вероучение / Начинающим

ТОП-15 вопросов о деньгах, на которые у вас должны быть ответы

1004

Что говорится в Коране и хадисах о правильном обращении с деньгами и имуществом?

Что говорится в Коране и хадисах о правильном обращении с деньгами и имуществом?

Все мы на протяжении своей жизни так или иначе имеем дело с деньгами, финансами и иными материальными благами.  Все эти моменты оговорены в источниках нашей религии – Коране и хадисах. Далее мы, с помощью Всевышнего, кратко перечислим основные вопросы, которые касаются получения, владения и распоряжения деньгами и имуществом, и постараемся раскрыть – как правильно к ним относиться с точки зрения нашей религии.

1. Заработок должен быть дозволенным

Верующему человеку следует внимательно следить за тем, каким образом он зарабатывает на жизнь – он не должен участвовать в незаконных сделках, брать взятки, присваивать чужое имущество не по праву, производить и продавать запретные вещи – к примеру, спиртное, сигареты или наркотики, заниматься игорными бизнесом. В пророческом хадисе предупреждается:

«Тело, вскормленное запретной пищей, не войдет в Рай. Плоть, выросшая на теле за счет запретной пищи, заслуживает Ада» (Ахмад).

«И не поедайте ваши имущества между собой незаконно и не обращайтесь с ним к судьям, (чтобы они вынесли решение в вашу пользу и) чтобы (затем) съесть (присвоить) часть из имущества людей (будучи) в грехе, в то время как вы знаете (что это запрещено)» (Сура "аль-Бакара", аят188).

2. Порученную работу следует исполнять старательно, честно и ответственно – не лениться и не халтурить

«Человеку уготовано только то, что (заслужил) он усердием, и усердие его будет замечено» (Сура "ан-Наджм", аяты 39-40).

3. Попрошайничество и нищенство порицаемо – обращаться за помощью следует лишь в самом крайнем случае, поскольку такая жизнь (за чужой счет) унизительна для человека.

Пророк Всевышнего (мир ему) как-то раз научил одного нуждающегося человека вместо просьб о помощи зарабатывать себе на жизнь, собирая дрова и продавая их на рынке, наставляя его следующим советом:

«Это твое занятие лучше, чем предстать в Судный день с черным пятном нищенствования».

В другом хадисе говорится:

«Самая лучшая пища для человека – это пища, на которую он заработал собственным трудом».

3 случая, когда мусульманину допустимо просить милостыню >>

4. Запрет ростовщичества

Религия строго предостерегает человека от преумножения богатства путем взимания процентов – то есть, лишних денег, лихвы, с тех, кому он дает деньги в долг:

«Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением. Это - потому, что они говорили: "Воистину, торговля подобна ростовщичеству". Но Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество» (Сура "аль-Бакара", аят 275).

Почему в этом аяте говорится о торговле наряду с ростовщичеством? Торговля – это обмен денег на какие-то товары. Ростовщичество – это тоже своего рода торговля, продажа «денег за деньги» - когда человек взимает лишние деньги с должников, оправдываясь тем, что эта услуга – когда он выручил кого-то деньгами, тоже должна оплачиваться.

Но взимание лишних денег – сверх той суммы, которую вы одолжили человеку, запретно, поскольку это является притеснением другого человека (ведь получится, что вы пользуетесь его бедственным положением, чтобы заработать на нем).

Истинные причины, почему Всевышний запретил проценты >>

5. Следует избегать долгов – обращаясь за помощью только в крайнем случае, поскольку долги унижают человека, заставляют его чувствовать себя обязанным своему кредитору.

"Долг – это причина для печали и горя по ночам и унижений в дневное время" (аль-Байхаки).

Если же человек берет в долг, не задумываясь над тем, как он будет отдавать его – а то и вовсе не собираясь расплачиваться с заимодавцем, он будет считаться притеснителем, который присваивает чужое имущество:

«Кто берет в долг, не думая возвращать (его), встретится со Всевышним, будучи вором» (Ибн Маджа).

6. К своим должникам следует проявлять милосердие

Если вы сами одолжили кому-то деньги, следует проявлять сострадание к должнику, не настаивая на скорейшей отдаче долга, - особенно, если вы знаете, что человек находится в стесненных обстоятельствах:

«Тому человеку, который не спешит с получением долга от бедняка, за каждый день записывается такая же награда, как если бы он все имущество отдал в качестве садака (милостыни)» (аль-Хаким).

7. Торговля должна быть честной и справедливой

Если верующий человек занялся торговлей, ему следует вести свои дела честно, избегая хитростей и мошенничества. В хадисе говорится о почете, который будет оказан честному торговцу – ведь это занятие связано со многими искушениями.

«Правдивый и заслуживающий доверия торговец будет в Раю вместе с пророками, праведниками и мучениками за веру» (Дарими, Тирмизи).

Запретно обвешивать и обсчитывать покупателей – в Коране есть целая сура, которая так и называется Аль-Мутаффифин (Обвешивающие), где строго предупреждаются такие люди, которые наживались на обмане:

«Горе обвешивающим [обманывающим при торговле], [таким] которые, когда покупают (себе что-либо) отмеривая у людей, хотят получить полностью [требуют правильно мерить], а когда (при продаже) (сами) мерят им или взвешивают для них, нарушают [убавляют] (количество товара)! Неужели такие [обвешивающие] не думают, что они будут воскрешены для (одного) великого дня [в День Суда]» (Сура "аль-Мутаффифин", аяты 1-5).

При торговле запрещено скрывать недостатки своего товара – или выдавать испорченный товар за хороший.

Есть известный хадис о том, что Пророк (мир ему) как-то раз пришел на рынок, где хотел купить пшеницу. У одного торговца пшеница была очень хорошей сверху, однако, когда он поместил руку внутрь, оказалось, что внутри она сырая.

В свое оправдание продавец сказал, что пшеницу намочил дождь. Тогда Посланник Всевышнего (мир ему) спросил продавца – почему же он не выставил пшеницу испорченной стороной наружу?

«Тот, кто обманывает, - не из нас. Недовешивать товар хоть на малую долю - запретно», - сказал Пророк (мир ему).

Будут ли приняты садака и закят, выплаченные из запретно нажитого имущества? >>

8. При ведении бизнеса нужно быть порядочным и ответственным – исполнять заключенные договоры, не подводить своих деловых партнеров:

«О, вы, которые уверовали, исполняйте договоры [которые заключены между вами и Аллахом, а также людьми]» (Сура "аль-Маида", аят 1).

«Кто обманывает, тот не из нас» (Муслим).

Как правильно вести бизнес? Советы от Пророка Мухаммада (мир ему) >>

9. С наемными работниками следует рассчитываться честно и вовремя, нельзя задерживать им заработную плату или платить меньше, чем было условлено:

«Расплатитесь с наёмным работником, пока не высохнет его пот» (Ибн Маджа).

Здесь подразумевается, что оплата должна быть по возможности быстрой – при этом не обязательно, чтобы работник непременно вспотел, речь идет о своевременной расплате с ним.

В хадисе кудси говорится:

«В Судный день Я (Аллах) буду противником троих: человека, пообещавшего Моим именем, а затем поступившего вероломно, человека, продавшего в рабство свободного человека и проевшего полученные за него деньги, и человека, нанявшего работника, потребовавшего от него выполнения работы сполна, но не заплатившего ему» (Бухари).

10. В обращении с деньгами и иным имуществом следует проявлять умеренность – избегая как скупости, так и расточительства.

«Не позволяй своей руке быть прикованной к шее, и не раскрывай ее во всю длину (не будь скуп и расточителен), а не то сядешь порицаемым и опечаленным» (Сура "аль-Исра", аят 29).

11. Если у человека в собственности есть имущество, необходимо своевременно распорядиться – как поступить с ним в случае его смерти, чтобы не создавать проблем своим родственникам:

«И каждому (человеку) Мы сделали близких (которые наследуют) то, что оставили родители и родственники. А те, с которыми вы заключили клятвенный (договор) (о том, что окажете им помощь и дадите что-то из наследства), – давайте им их долю. Поистине, Аллах – всякой вещи свидетель!» (Сура "ан-Ниса", аят 33).

«Если у мусульманина есть какое-то имущество, которое можно оставить в виде наследства, он не может владеть им больше, чем в течение двух ночей, не оставив завещания в отношении него» (Бухари, Муслим).

12. Если имущество человека достигло определенного размера, для него становится обязательной выплата закята.

Те, кто пренебрегает этой обязанностью, являются притеснителями бедных, за что они понесут наказание в будущей жизни:

«А те, которые накапливают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха [не выплачивают с него закят], – обрадуй же их мучительным наказанием» (Сура "ат-Тавба", аят 34).

Все, что вы должны знать о закяте >>

13. Помимо обязательной милостыни (закята), очень похвальна добровольная помощь бедным – садака (милостыня):

В хадисе передается, что «не уменьшится имущество дающего милостыню», так что человеку не следует избегать помощи нуждающемуся, боясь обеднеть. Милость к бедным облегчает человеку посмертную участь и уменьшает гнев Всевышнего к нему (если он этого заслуживает):

«Поистине, милосердие (к бедным) смягчает гнев Аллаха и облегчает мучения смерти» (Тирмизи).

«Кто позаботится о вдове и бедном человеке, будет подобен воину, сражающемуся на пути Аллаха и человеку, который постится днем и молится всю ночь» (Бухари).

14. Похвален обмен подарками – разумеется, если подарок делается от чистого сердца, ради желания сделать человеку приятное, а не ради корысти и расчета (чтобы завязать полезное знакомство, угодить влиятельному человеку) – и уж тем более, порицаемы подарки в качестве подкупа и взятки.

«Дарите друг другу подарки, и вы полюбите друг друга» (аль-Бухари).

Подарки в Исламе: правда ли, что близким людям нельзя дарить дареное? >>

15. Верующий должен избегать зависти к чужим благам и учиться быть довольным тем, чем его наделил Господь.

Передается, что Пророк (мир ему) сказал: «Богатство (заключается) не в размере имущества, а в довольстве (тем, что у тебя есть)» (Бухари, Муслим).

Анна Кобулова

Социальные комментарии Cackle
Home