• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Кого из родственниц Мухаммада (мир ему) звали "обладательницей двух поясов?"

Время чтения: 7 мин
8339

Ранее мы уже рассказывали о некоторых выдающихся женщинах первых веков ислама: о двух супругах Пророка (мир ему), Хадидже и Аише (да будет доволен ими Всевышний). Их истории лишний раз подчеркивают, что женщины раннего ислама отнюдь не соответствовали принятым стереотипам о мусульманской женщине: забитой и пренебрегаемой мужчинами.

Хотелось бы представить вашему вниманию историю еще одной родственницы Пророка (мир ему), оказавшей большую помощь Посланнику Всевышнего во время его переселения в Медину.

Имя этой замечательной женщины Асма (да будет доволен ею Аллах), она была дочерью Абу Бакра (да будет доволен им Всевышний), близкого друга и соратника Пророка (мир ему), сестрой Аиши (да будет доволен ею Аллах), любимой его супруги.

Еще до переселения мусульман в Медину Асма (да будет доволен ею Аллах) вышла замуж за сподвижника по имени Зубайр ибн аль-Аввам, который приходился двоюродным братом Пророку (мир ему), будучи сыном его тети Сафии бинт Абдуль-Мутталлиб, сестры его отца. Зубайр был весьма небогатым человеком, однако обладал сильной верой, что было в глазах его жены не меньшим, а даже большим сокровищем, чем любое имущество.

Поэтому супруги жили дружно, более того, они всячески старались оказать помощь другим мусульманам, жертвуя ради этого свои и без того небольшие средства. Ее дети вспоминали, что мать всегда была чрезвычайно щедрым человеком, говоря, что пожертвования следует делать сразу, как только ты видишь где-то нужду в помощи, не дожидаясь, пока у тебя соберутся какие-то излишки денег или имущества.

Её сын Абдуллах ибн Зубейр говорил, что он не видел женщин более щедрых, чем его мать Асма и его тетушка Аиша (да будет доволен ими Всевышний).

Асма (да будет доволен ею Аллах) и ее роль во время переселения в Медину

Как известно, положение мусульман в Мекке с каждым годом становилось все более невыносимым. И тогда Пророк (мир ему) стал искать себе союзников среди жителей других городов Аравии. На одной из ежегодных ярмарок, происходивших в Мекке во время большого паломничества к Каабе, он познакомился с жителями города Медины (которая тогда называлась Ясриб). Они поверили в его пророческую миссию и выразили желание помогать ему, сказав, что будут рады принять его и его сподвижников в своем городе. Мусульмане стали готовиться к переселению.

В те времена, в отсутствие современных средств передвижения, перемена места жительства для людей была связана с большими трудностями: путешествие занимало не один день, в пути их подстерегали разнообразные опасности. Тем более, что язычники, узнав о намерении мусульман покинуть город, пришли в ярость и всячески мешали им в этом, справедливо подозревая, что, когда мусульмане окажутся вне их преследований и найдут себе союзников, они будут представлять серьезную угрозу для их власти.

Тем не менее, в течение примерно двух месяцев почти все мусульмане покинули Мекку в составе небольших групп, чтобы их исчезновение не было заметным. Даже те мусульмане, которые ранее переехали в Эфиопию, узнав о том, что среди арабов нашлись люди, готовые предоставить им убежище, также выразили желание присоединиться к ним и также совершить хиджру вместе со всеми.

В городе остались лишь те мусульмане, которые не смогли уехать вместе со всеми по какими-то сложным обстоятельствам, к примеру, потому что язычники заключили их в темницу, и они не смогли убежать. Особенно язычникам не хотелось выпускать из-под своей власти самого Мухаммада (мир ему) до такой степени, что они, придя в отчаяние, что он ускользает от их власти, решились на отчаянный ход, задумав убить Посланника Всевышнего (мир ему).

К счастью, из их заговора ничего не вышло. Пророку (мир ему) Аллахом было внушено о готовящемся злодеянии. И он (мир ему) заранее ушел из своего дома, так что заговорщики остались ни с чем.

Тем временем, Пророк (мир ему) вместе с верным другом Абу Бакром (да будет доволен им Аллах) втайне стали готовиться к отъезду из города. Абу Бакр сообщил дочери, что они уезжают и попросил ее собрать им в дорогу еду и питье. Когда она стала привязывать мешки к спинам лошадей, оказалось, что у нее нет ничего, чтобы привязать их, кроме собственного пояса. Отец посоветовал ей для большего удобства разорвать его на две части. После этого ее стали называть «зат ан-нитакайн» или «обладательница двух поясов».

Поскольку ее отец не знал, с какими трудностями им придется столкнуться в пути, он забрал из дома все имеющиеся средства на случай, если они понадобятся для помощи Пророку (мир ему). Асма (да будет доволен ею Аллах) понимала всю серьезность ситуации, с которой она столкнулась. На ее попечении остались младшие братья и сестры, а у нее не было практически никаких средств к существованию.

Тем более, она понимала, что, когда язычники узнают об отъезде Пророка (мир ему), они придут в сильное раздражение, и ей придется испытать на себе их гнев. Однако Асма (да будет доволен ею Аллах) осталась спокойной, она не выразила ни малейшего неудовольствия своему отцу и не стала жаловаться на свое положение. Она проявила полное доверие Всевышнему, что Он позаботится о них. 

Через несколько дней после отъезда Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) вместе с Посланником Всевышнего (мир ему), его семью навестил их дедушка Абу Кухафа, отец Абу Бакра, который в то время еще был язычником. Он услышал, что его сын уехал, оставив семью ни с чем, и пришел узнать, в каком положении они остались.

Поскольку он не был истинно верующим, ему было сложно объяснить, что означает для верующего человека упование на своего Господа. Так что Асме (да будет доволен ею Аллах),  чтобы не волновать пожилого человека, пришлось прибегнуть к обману. На его вопрос, оставил ли его сын им какие-то средства, она без колебаний ответила: «Конечно, он оставил для нас много хорошего!».

Абу Кухафа очень плохо видел, поэтому она завернула в кусочек ткани некоторое количество плоских камешков, похожих наощупь на деньги, и положила в горшок. Когда дедушка спросил у нее, что же у них осталось, она подвела его руку к этому горшку, чтобы он убедился, что у них есть деньги. Успокоенный Абу Кухафа ушел в уверенности, что дети его сына не остались без средств.

Как мы выше сказали, заговорщики ночью пробрались к дому Пророка (мир ему), чтобы убить его. Однако вскоре они поняли, что обманулись в своих ожиданиях, и он успел уехать. Более того, оказалось, что вместе с ним уехал и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах). Разъяренный предводитель язычников Абу Джахль направился к дому Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), чтобы попытаться узнать, куда же он направился.

На вопрос, куда же подевался ее отец, Асма (да будет доволен ею Аллах) спокойно ответила, что ничего об этом не знает. Абу Джахль пришел в такой гнев от ее ответа, что ударил ее по лицу со всей силы так, что из ее уха выскочила серьга и отлетела в сторону.

Это был решающий момент. Если бы Асма (да будет доволеб ею Аллах) проявила слабость и испугалась, переселение Пророка могло оказаться под угрозой. Однако она обладала большой силой воли и убежденностью, что помогло ей твердо противостать одному из самых страшных врагов ислама.

Более того, Асме (да будет доволен ею Аллах) приходилось не только изо всех сил скрывать, где прячутся Пророк (мир ему) и ее отец, но и оказывать им помощь, снабжая их провизией в их убежище. После того, как они добрались до пещеры Саур и оставались там в течение трех дней, Асма (да будет доволен ею Аллах) пробиралась к ним ночью и приносила им еду, чтобы они могли продолжить свой путь.

Несмотря на то, что в то время она была беременна, Асма (да будет доволен ею Аллах) без колебаний пускалась в это опасное путешествие, стараясь, чтобы никто не обнаружил, куда она направляется.

Размышляя над поступками этой молодой женщины, мы видим, что Асма (дабудет доволен ею Аллах) была ярким примером веры и мужества для всех мусульман. В том, что Посланник Всевышнего (мир ему) смог благополучно добраться до Медины, содержится немалая заслуга именно этой женщины.

Асма (да будет доволен ею Всевышний) прожила очень долгую жизнь, более ста лет, оставаясь до последних дней жизни в здравом рассудке. Когда она достигла преклонного возраста, она лишилась зрения, но, тем не менее, проявляла терпение и не жаловалась на свое положение. Пусть Господь поможет нам брать пример с подобных людей.

Анна Кобулова

Социальные комментарии Cackle