• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Набожность невежды – потеха для шайтана или зачем нужны знания

Время чтения: 3 мин
11231

Знание (’ильм) можно коротко определить, как “постижение истинной сути всего и реального состояния известного”. Соответственно, ложные сведения нельзя считать знанием.

В Коране слово знание (’ильм)  упоминается 105 раз. Вместе со словами, образованными из данного корня, это число достигает 859-и. Следовательно, слово ’ильм – одно из самых часто употребляемых в Коране слов. Также часто встречаются в Коране и другие слова, напрямую связанные со знанием: ум, мысль, память и др.

’Ильм – это точное, истинное знание. Ислам также состоит из истинного знания. Поэтому тот, кто не принимает ниспосланные Аллахом знания, остается джахилем, невеждой, даже если знает очень многое. Например, Абу Джахль получил такое прозвище не потому, что он ничего не знал, а потому, что не принимал истинные знания. По этой же причине общество людей, не опирающихся на божественные знания, также получило название “общество джахилия”.

Мы получаем часть знаний через органы чувств. То есть мы можем постичь то, что поддается наблюдению, измерению, опыту. Мы можем затем пропускать полученную иформацию через сито нашего разума и сформулировать определенные закономерности. Однако еще много такого, чего нельзя познать с помощью органов чувств и разума. Вот этот недостаток и восполняют знания, получаемые путем откровения (вахй). Поэтому любые знания, не получающие поддержки в откровении, остаются неполными и похожи на лампаду, в которой иссякло маслице. На первый взгляд, лампада предназначена для освещения всего вокруг, но если в ней нет горючего, то она ни на что не пригодна. По меткому выражению Эйнштейна, “религия без знаний хромает, а наука без религии остается слепой”.

В соответствии с Кораном, целью нашего сотворения является поклонение Аллаху. Это служение Господу можно исполнять, лишь опираясь на прочные знания. Следовательно, знания должны стать нашим путеводителем к цели, потому что они являются светом, тьма освещается ими. Знание – это источник исцеления, им излечиваются все болезни. Вероубеждение, лишенное достаточных знаний, утопает в ложных верованиях. Линия поведения, не украшенная прочными знаниями, обречена на быстрые изменения при малейших потрясениях. Ведь недаром говорят: “Набожность невежды – потеха для шайтана”, “Полудоктор лишит жизни, а полуходжа – религии”.

Коран требует от нас таких знаний, которые не ограничиваются обычным пониманием. Мы должны крепко освоить знания, переварить их в своем сознании. Точно так же, как мы перевариваем продукты питания, мы должны привести духовную пищу в состояние, пригодное для усвоения нашим сознанием. Как та пчела, которая собирает нектар с каждого цветка, а затем переваривает его и превращает в мед. 

Наша религия придает большое значение чтению и приобретению знаний. В первых аятах, ниспосланных нашему любимому Пророку (мир ему и благословение Всевышнего!), речь идет о чтении, о письменной трости, об обучении, о знаниях:

«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь – Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости – научил человека тому, чего тот не знал» (Аляк, 96:1-5). 

В 30-м аяте суры «Бакара» сообщается о том, что когда первый человек был сотворен и представлен ангелам, Аллах научил его именам. Благодаря тому, что Аллах научил человека именам всех вещей, он получил превосходство над ангелами. В результате овладения этими познаниями, человек был назначен халифом, наместником Аллаха на земле.  Знание является первым из тех средств, которые обязательно нужно использовать для претворения в жизнь этого представительства.

Наш любимый Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) указывал на спасительность знаний в этом мире и в ахирате. Он заявлял: «Получение образования является фарзом для каждого мусульманина и каждой мусульманки» (Ибн Маджа, “Мукаддима”, 17). Тем самым он довел до нас, какой большой ценностью являются знания.

Можно привести бесчисленное множество аятов и хадисов относительно знаний. Но ограничимся лишь приведением одного аята и одного хадиса на данную тему. Всевышний Аллах благоволил: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах – Могущественный, Прощающий» (Фатыр, 35:28). А наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) сообщил: «В день Киямат чернила ученых будут весить, как кровь шахидов».

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий. 

Социальные комментарии Cackle