На грани самоубийства из-за бремени долгов: как быть?
Долг – тяжёлая ноша для человека, как говорил об этом сам Посланник Аллаха ﷺ:
«Остерегайтесь долга! Долг – причина для печали, горя по ночам и унижений в дневное время!» (Байхаки).
Верующему не следует влезать в долги без крайней нужды и не взвесив свои возможности по их будущей оплате. Тем более нельзя допускать и мысли, чтобы взять кредит под запрещённые исламом проценты.
Ведь, если просить в долг разрешено Аллахом и является естественной практикой среди людей, то ростовщичество – нет, поскольку в его основе лежит несправедливость, притеснение прав рабов Всевышнего.
В ситуациях, когда мусульманин всё же решается на взятие долга, для начала ему необходимо узнать правила и этику этого процесса, которые помогут обеим сторонам (берущему и дающему) соблюсти нравственные границы и сохранить достойное лицо друг перед другом. Господь для того установил определённые нормы во взаимоотношениях людей, чтобы никто из них не оказался в униженном положении – честь каждого человека священна!
Бывает, что долг был взят в благополучные, не предвещающие ничего плохого, времена, с уверенностью в возможность его выплатить заимодателю.
Однако, нисходит испытание Аллаха, и должник оказывается в трудном положении, которое не только не позволяет ему вернуть взятое, но и свести концы с концами потребностей семьи.
В такие моменты жизни должник испытывает особое психологическое напряжение, начинает верить в безвыходность своего положения, наталкивающее на мысли о самоубийстве, словно так разом решатся все его проблемы. Но разве есть у верующего право выбирать суицид в качестве выхода из сложного положения? Это неверие и наущения шайтана, который стремится отдалить человека от милости Всевышнего и столкнуть его в пропасть Геенны:
«Поистине, отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие (это неверующим не на кого рассчитывать и просить помощи)!» (Йусуф, 87).
Поистине, нужно помнить, что всё принадлежит Господу миров и, да, в один миг Он, по своей мудрости, способен перевернуть жизнь любого творения с ног на голову. Также нельзя забывать, что Он в состоянии сделать и наоборот! Потому нет у рабов такого выбора и необходимости, как самоубийство. Есть упование, надежда, молитва.
Аллах Табаракя ва Тааля говорит:
«Господь не возлагает на человека сверх его возможностей!» (Аль-Бакара, 286).
То есть, человеку достаточно, начиная с правильного, чистого намерения, поступать в жизни согласно предписаниям религии, а потом полагаться на Него. И если кого-то настигает проблема, то нужно принимать это предопределение и продолжать действовать в границах ислама. Это и будет сохранение чести, ибо человек – всего лишь немощный раб Всевышнего.
Читайте также: Как кадий Эбуссууд эфенди блестяще решил вопрос с кредитованием населения
Должнику следует прийти к своему заимодателю на откровенный разговор: рассказать о возникшей, непредвиденной в начале пути, проблеме, извиниться и заверить, что сделает всё возможное, дабы расплатиться с ним, поскольку брал долг с твёрдым намерением вернуть. Поведать о возможных шагах для разрешения ситуации, как, например, устроиться на такую-то работу с такой-то заработной платой, с которой он, после обеспечения минимальных своих нужд и нужд своей семьи, готов выделять на оплату долга.
Важно не убегать от проблем, прячась от заимодателя и ответственности, а предстать перед ним также, как представал при прошении у него долга. Это честно, достойно и то, что обязан сделать мусульманин. Остальное не в его силах, даже если заимодатель проявит гнев и недовольство, и за это с него не будет спрошено, как повествуется в продолжении аята:
«… Ему достанется то, что он приобрёл (поступал благородно, правильно, согласно предписаниям), и против него будет то, что он приобрёл (если выберет запретные пути)!» (Аль-Бакара, 286).
Нельзя впадать в отчаяние и тогда, когда, ради получения желаемого, было сделано много ошибок и греховных шагов со своей стороны – Аллах Прощающий, Милостивый, отвечает на покаяние рабов прощением и своей помощью. Стоит искренне обращаться к Нему:
«… Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты – наш Покровитель!» (Аль-Бакара, 286).
Говоря же о заимодателе, то, перед тем, как дать долг определённому человеку, он тоже взвешивает для себя риски. Поэтому ему также подобает отнестись разумно к сложившимся обстоятельствам. Невозможно требовать с должника решения проблемы запретными путями или того, на что его сил явно не хватит. Грозить же расправой вовсе недопустимо. Это уже отдельная ситуация, требующая вмешательства правоохранительных органов.
Итак, самоубийство из-за бремени долгов – не выход из трудного положения, а подобные мысли свидетельствуют о том, что человек совершенно не знает своего Господа. В хадисе кудси Аллах Джалля Джалялуху говорит:
«О, сыны Адама! Если все люди (от первого до последнего человека) и все джинны соберутся вместе, и каждый отдельно попросит у Меня всё, что только пожелает, и Я дам каждому желаемое им, – уменьшится из Моего богатства лишь столько, сколько уменьшится воды в океане, после того, как окунуть в него и вынуть кончик иглы!»
Можно ли верующему впадать в отчаяние, когда у него есть такой великий Господь?! Нет же! Всё это лишь испытание, нацеленное на духовное воспитание человека:
«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его! Аллах доводит до конца Своё дело. Аллах установил меру для каждой вещи!» (Ат-Талак, 2-3);
«Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение! За каждой тягостью наступает облегчение!! Посему, как только освободишься (от мирских дел), будь деятелен и устремись к своему Господу!» (Аш-Шарх, 5-8).
Фото: shutterstock.com
Автор: Айна Замаева