«Мы направили тебя свидетелем, благовестником и устрашителем... »
Аллах Всевышний сказал о Своем Любимце:
«Мы направили тебя свидетелем, благовестником и устрашителем, призывающим к Аллаху Всевышнему и освещающим сердца».
Этот благородный аят указывает на пять вещей. Значит, Хабибуллах является свидетелем, благовестником для аулия, устрашителем для врагов, он приглашает к Аллаху обладателей богобоязненности и благочестия и становится источником милости и света, который освещает сердца приверженцев тасаввуфа.
А некоторые утверждали, что Расулюллах является свидетелем для познавших, добрым вестником для уверовавших, устрашителем для непокорных, призывающим для истых поклонников и источником света для богобоязненных.
Некоторые же говорили, что он станет свидетелем для своей уммы, ибо они уверовали. Он доставил верующим благую весть о Рае и предупредил неверующих об Аде. Он обратился с призывом к тем, чьи сердца были открыты для веры, и стал источником света для тех, кто страшился Аллаха.
Всевышний назвал Своего Любимца источником света. Муфассиры сказали, что под этим имеется ввиду уподобление солнцу. Точно так же, как солнце является единственным и неповторимым, освещает небо и всю землю, благородная личность Расулюллаха единственна и ни с кем не сравнима. Исходящими из его благословенного сердца лучами света освещается весь мир. Посредством этих лучей, мир избавляется от зла и несправедливости.
Благодаря солнцу, день отделяется от ночи. Благодаря досточтимому Пророку (мир ему), вера отделяется от неверия. Как солнечные лучи достигают до суши и до моря, до гор и равнин, одним словом, всей земли, так же и свет пророчества Расулюллаха доходит до всех рас и народов: белых, черных и красных, то есть до всех людей на земле, а также до джиннов. Его заступничество в Судный день коснется до всех: добрых и злых, покорных и непокорных.
Когда солнце восходит на горизонте и озаряет лучами землю, свет от звезд и планет исчезает. Точно так же, когда Посланник Аллаха (мир ему) взошел как солнце на небе пророчества и озарил весь мир своими лучами, свет других пророков стал невидимым.
Если возникнет вопрос, почему же при сходстве Расулюллаха (мир ему) с солнцем, в Коране он упомянут не как солнце, а как светоч, то ответ будет таков. Солнце находится очень высоко. И если его назвали бы солнцем, то из-за этого можно было бы подумать, что нищие и обездоленные будут лишены возможности быть услышанными им. А когда говорится о светоче, то есть о свече, то становится понятным, что она доступна для богатых и бедных, высших и низших. Речь идет даже не о светильнике или свече в подсвечнике, а о простой свече. Ведь светильниками пользовались только правители, подсвечники же очень часто были лишь у богатых. А простую свечу могут иметь и нищие, и убогие. Значит, так было сказано для того, чтобы не лишать надежды всех грешников.
У свечи есть много свойств, которых нет у солнца. Например, из одной свечи можно зажечь тысячи свечей. Подобно этому, от лучей Мухаммада Мустафы (мир ему) зажегся свет веры и знаний в душах многих тысяч людей и будут уничтожены греховные замыслы в душах сотен тысяч непокорных.
Рассказывают, что пророк Муса (мир ему) обратился к Аллаху с такими словами: «Йа, Рабби! Дай мне увидеть один образец из сокровищниц Твоей милости, пусть станет очевидной ее нескончаемость». Аллах Всевышний велел ему: «Зажги огонь в своем шатре и скажи своему племени, пусть приходят и зажигают свечи от этого огня. Уменьшится ли твой огонь от этого?» Муса ответил: «Йа, Рабби, не уменьшится». Подобно этому, Я щедро одариваю весь мир из сокровищниц Моей милости и благосклонности, но от этого ничто из Моих неисчерпаемых сокровищ не убывает.
Третье отличное от солнца свойство свечи заключается в возможности переносить ее с одного места на другое. И достопочтенный Пророк (мир ему) переселились из Мекки в Медину, а также в ночь Мираджа перенеслись в Мечеть аль-Акса и оттуда в небесное местоположение на расстоянии двух луков или даже ближе. Ученые говорят, что если погасить свечу, то ее огонь уходит к первоисточнику огня, так как появилась оттуда. Также и Предводитель мира (мир ему), покинув этот мир, переселится туда, откуда прибыл на землю.
Вопрос: Аллах Всевышний назвал Своего любимца «ярким светочем». В чем заключается мудрость и значение этого?
Ответ: Некоторые говорили, что светильники бывают двух видов: тусклые и яркие. Тусклые светильники дают мало света, поэтому недостойно называть его таким образом. А яркие освещают сердца. Аллах Всевышний соизволил выразиться так для того, чтобы озарить светом сердца познавших (ариф).
Не бывает свечей без дыма, а у этого светоча совсем нет дыма. Любая свеча гаснет от ветра. А светоч досточтимого Посланника Аллаха (мир ему) не погасят никакие самые сильные ветра.
Каждая свеча светит только ночью, а днем не имеет эффекта. А свет Хабибуллаха освещает и ночью, и днем. То есть озаряет все вокруг и в ночь этого мира, и в день ахирата. Некоторые сказали, что свеча может стать причиной пожара, в котором сгорит дом, превратится в пепел. А светоч Любимца Аллаха дает только свет, от него не исходит огонь, и он не наносит вреда.
Из книги "История Пророков"