Мусульманин должен относиться к деньгам именно так
«Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» (сура «Фуркан», аят 67)
Всевышний Аллах подчинил нам все то, что есть на небесах и на земле, и одарил нас сполна Своими явными и незримыми благами («Бакара, 2:29; «Лукман», 31:20; «Джасия», 45:13). Если мы станем считать милости Аллаха, то не сможем сосчитать их («Нахль», 16:18; «Ибрахим», 14:34). Хотя мы и можем, не затрачивая усилий, пользоваться частью этих милостей Аллаха, однако чтобы пользоваться большей их частью необходимо потрудиться, проявить усердие. Так как не найдется столько готовой продукции, чтобы можно было в любую минуту удовлетворить все наши безграничные желания и потребности. Кроме того, тратя предоставленные в наше распоряжение ресурсы, мы не можем расходовать их в тех сферах, которые религия считает запретными. А расходуя для допустимых шариатом целей, все же нужно помнить принцип «не расточительствуй».
В связи с этим, наша религия рекомендует расходовать капиталы, однако при этом надо избегать двух крайностей: не разбрасываться своим добром налево-направо и не проявлять чрезмерной бережливости, скупости. Всевышний Аллах напоминает нам, что все вещи сотворены Им в меру («Камер», 54:19), и требует от людей, как и в любом деле, в расходовании средств соблюдать меру.
Именно о необходимости мусульманам соблюдать гармонию между исрафом (расточительством) и жадностью говорится в приведенном аяте: «Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» (сура «Фуркан», 25:67). Это же правило приводится в суре «Исра: «Не позволяй своей руке быть прикованной к шее, и не раскрывай ее во всю длину, а не то сядешь порицаемым и опечаленным» (сура «Исра», 17:29).
Употребленное в аяте выражение «не позволяй своей руке быть прикованной к шее» означает не быть скупым, а слова «и не раскрывай ее полностью» указывают на расточительство. В 26-м и 27-м аятах той же суры содержится повеление расходовать и давать на пожертвования, но при этом запрещено ради показухи переходить границы разумного:
«Раздавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно. Воистину, расточители – братья дьяволов, а ведь сатана неблагодарен своему Господу».
В приводимых ниже коранических аятах также излагается принцип соблюдения меры в расходовании средств. И при этом сказано, что не нужно отказываться от пользования дозволенными благами.
«О те, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые Аллах сделал дозволенными для вас, и не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников. Ешьте из того, чем Аллах наделил вас, дозволенное и благое, и бойтесь Аллаха, в Которого вы веруете» (сура «Маида», 5:87-88).
Как видим, наш Господь требует от нас соблюдения меры в расходовании предоставленных нам материальных и духовных благ, не преступая при этом границ дозволенного, и не проявлять чрезмерную скупость, пряча свое добро от посторонних глаз.
Другими словами, ислам в сфере экономики, как и во всех сферах социальной жизни, требует от людей всегда быть умеренными, избегать двух крайностей. По этой причине оказались под запретом и расточительство, и скупость. А было рекомендовано избрать средний путь – экономное расходование средств, которое представляет собой страховку от всяких случайностей. Пророк (ﷺ) также говорил: «Тот, кто экономит, не будет нуждаться в средствах к существованию» («Кензуь-Уммал», 3/49, № 5430). Он и сам, имея средний достаток, провел свою жизнь очень скромно.
Мерой в экономном расходовании средств являются дозволенные шариатом потребности. В связи с этим, нужно четко определить уровень потребностей, который может меняться в зависимости от времени, места и положения конкретного человека. Принимая решение об уровне своих расходов, человек должен исходить из указаний своего Господа и полагаться на свои разум и совесть.
Islam-Today
Пожалуйста, сделайте репост этой записи на Facebook!