Место, где обитает ангел Джибриль
Начало: Сотворение мира: книга, в которой записано наше будущее
Великий Творец Джалля Джалялуху над ‘Аршем из Своего нура (божественного света) создал некое пространство, напоминающее своим сиянием белоснежный жемчуг. Это — Сидратуль Мунтаха. Здесь обитает ангел Джибриль (алейхиссалям) и другие ангелы, приближённые к Аллаху Газза ва Джаль. Имена их — «Карубиюн».
Как выглядят ангелы, и можем ли мы их увидеть? >>
По разъяснению муфассиров, во время ми’раджа (вознесения), перед тем как отправиться к Аллаху Та’аля, Пророк ﷺ оставил Джибриля (алейхиссалям) в «Джаннатуль Мева» у благословенного дерева — Сидратуль Мунтаха. Тогда Джибриль (алейхиссалям) остановился возле него, сказав: «Если я двинусь дальше отсюда хотя бы на палец — сгорю». Об этом посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Потом я был вознесён к дереву под названием Сидрат аль-Мунтаха, листья которого подобны ушам слона, а плоды — большим кувшинам. У основания этого дерева текут четыре реки, две из которых можно увидеть, а две другие незримы» (Ахмад, аль-Байхаки и ан-Насаи).
Так же считается, что от его корней, в центре Рая выходят четыре реки: с водой, молоком, мёдом и не опьяняющим вином. Число листьев Сидра на его широко раскинутых ветвях равно числу живущих. Появление нового листа означает рождение, а падение — смерть человека.
Согласно одному из мнений, Сидратуль Мунтаха стоит на границе умопостигаемого мира и на нём заканчиваются познания творений. Поэтому он имеет значение «лотос крайнего предела». В то же время сидр является степенью Джибриля (алейхиссалям). То есть, это самая высшая точка, которой могут достичь творения Всевышнего. Это подобие границы пути, ведущего непосредственно к Господу. Из этого можно представить какой была степень Хабибуллаха ﷺ, достигшего уровня «Сидратуль Мунтаха» и приглашённого самим Аллахом Газза ва Джаль за его границы — в мир гайб (неведанного).
В Коране сказано: «Клянусь, он (пророк) видел его (ангела) при другом нисхождении у Лотоса крайнего предела, возле которого находится Сад пристанища (Джаннатуль Мева). Тогда Лотос покрыло то, что покрыло. Его же (Мухаммада) взор не уклонился в сторону и не излишествовал, и он увидел величайшие из знамений своего Господа» (Коран, 53:13-18).
Отсюда ясно, что те рабы Аллаха, которые не отвлекаются на творения, стремясь к одному Творцу, достигают величайшей цели. Всякая воля Создателя к этой границе и оттуда ниспосылается в наш мир. И всё происходящее здесь так же поднимается туда.
«Рассказал Абдуллах бин Намир: «Когда посланник Аллаха был перенесён, его путешествие достигло своей границы у лотоса крайнего предела — Сидратуль Мунтаха. У него достигает своего предела то, что поднимается к нему и что-то из того, что поднялось, он берёт и через него проходит всё, что спускается сверху от него и он берёт также что-то и из этого». Он привел аят: «Вот покрывает лотос то, что покрывает» (Коран, 53:16) и дал пояснение: «(Это) бабочка (настил) из золота». Он сказал: «Тогда посланнику Аллаха, были ниспосланы последние два аята суры аль Бакара и прощение (Аллахом) смертных грехов тем из его народа, кто не придавал Аллаху сотоварищей ни в чём» (Муслим).
В кратком сказании о вознесении Пророка ﷺ сказано:
«...Перемещаясь таким образом в небесах, они видели чудеса, о которых лучше не упоминать, так как описать их невозможно. Они прибыли в Сидрат и увидели там огромное дерево, которое росло на миске (мускусе). Каждая ветка бросала тень, которую всадник не мог пройти и за сто лет, и таких веток было тысячи.
На каждой ветке было по тысячи листьев, тени одного листа хватало покрыть целую общину. На каждом листе сидело по одному ангелу, и все они были в коронах из нура. Там текли реки не пьянящего вина, воды, молока и мёда с неописуемо прекрасным вкусом. Эти реки брали начало в корнях того дерева. Это дерево назвали Сидрат аль-Мунтаха, так как те, кто придерживается Сунны Ахмада ﷺ доходят до этого уровня в познании Аллаха».
Использованные источники:
- Ибн Араби, книга «Футухати Маккия»
- Имам Газали, книга «Открытие Сердец»,
- «Сахих Муслим» и другие.
Айна Замаева