«Кто услышит мое имя и не станет читать салават, тот причинит мне страдания»
В Коране есть благородный аят: «Инналлаха ва маляикатеху йусаллуна...» (Воистину, Аллах и Его ангелы воздают салаваты...). В этом аяте о салавате Аллах Всевышний велел произносить салаваты Своему Посланнику. Это повеление указывает на обязательность (ваджиб). Однако есть разногласия по поводу количества салаватов. Большинство ученых говорили, что один раз в жизни произнести салават является ваджибом, а последующие произнесения будут мустахабом. Точно так же, как и при произнесении калимаи шахадата (свидетельства веры).
Некоторые ученые утверждали, что произнести салават является обязательным, когда услышишь благословенное имя Расулюллаха. Употребленное в аяте слово “Йусаллуна” является глаголом настоящего-будущего времени (фиил-и музари), следовательно, речь идет о том, что Аллах и великие ангелы постоянно воздают салаваты досточтимому Расулюллаху. А вся фраза несет в себе и такой смысл: «О мусульмане, и вы продолжайте возносить салаваты таким же образом». А если так, то нам следует исполнять это повеление.
В мазхабе Имам Азама Абу Ханифы (р.г.) требуется всегда читать салаваты. Согласно имаму Керхи (да будет милостив к нему Аллах), ваджибом является произнести салават один раз в жизни, а по имаму Тахави - каждый раз, когда слышишь имя Расулюллаха.
Посланник Аллаха (с.г.в.) соизволили сказать:
«Кто услышит мое имя и не станет читать салават, тот причинит мне страдания».
Согласно Имаму Шафии (да будет милостив к нему Аллах), чтение салавата является фарзом во втором сидении намаза, после чтения “Аттахията”. А по мазхабу Имам Азама это является сунной.
Имам Захиди (да будет милостив к нему Аллах) в своем тафсире сообщил: когда был ниспослан аят, повелевающий чтение салаватов, сахабы сказали:
- О Расулюллах! Мы узнали необходимость чтения салаватов нашему Пророку. Однако мы не знаем, в какой форме нам читать салаваты.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал им, чтобы они читали салават таким образом:
«Аллахумма салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад. Кема саллейта аля Ибрахима ва аля али Ибрахим. Иннака хамидун маджид. Аллахумма барик аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад. Кема баректе аля Ибрахима ва аля али Ибрахим, иннака хамидун маджид».
Смысл: "О Аллах! Благослови Мухаммада и семью Мухаммада так же, как благословил Ты Ибрахима и семью Ибрахима. О Аллах! Ниспошли благодать на Мухаммада и семью Мухаммада так же, как ниспослал благодать на Ибрахима и на семью Ибрахима во всех мирах! Истинно Ты достоин похвалы и славы".
Говорить «Веархам Мухаммадан ва али Мухаммад» является макрухом, то есть нежелательным действием, поскольку милость идет после недостатка, а это недостойно степени Пророков. Но некоторые ученые заявили, что в этом высказывании нет ничего предосудительного, поскольку в этом случае милость относится к умме и имеется в виду следующее: «Увеличь милосердие в сердце Мухаммада (с.г.в.) для заступничества за свою умму».
Также приемлемо говорить «Архам Мухаммадан ва ин кана магфуран», то есть «О, мой Аллах, сколько бы уже ни простилось Мухаммаду алейхиссалям, снова окажи милосердие».
Вовсе не случайно Предводитель мира (с.г.в.) говорил досточтимому Али (р.г.): «Я научу тебя такой молитве, чтобы Всевышний простил тебя. Даже если Аллах уже отпустил твои грехи».
- Научи, о Расулюллах, - сказал Али (р.г.).
- Говори так: «Ляиляха илляллахуль алийюль азим. Ля илаха илляллаху халимуль карим. Ля илаха илляллаху раббуссамавати ва раббиль аршил азим».
Некоторые в конце этого дуа добавляют «Альхамдулиллахи раббиль алямин».
Достопочтенный Посланник (с.г.в.) прочел дуа с пожеланием милосердия Аллаха для Мусы (мир ему). «Да будет Аллах милостив к моему брату Мусе алейхиссалям. Ибо его мучили по-всякому, а он все стерпел».
Слова «Аллахумма салли аля Мухаммадин» означают следующее: «О, мой Аллах, окажи честь Мухаммаду алейхиссалям. Облегчи ему распространение Твоей религии на земле, сделай действенным его религиозный призыв и пусть его слова останутся навсегда».
Всевышний много хвалил Своего Любимца, поэтому он получил благородное имя Мухаммад, которое означает «Восхваляемый». Он и сам много восхвалял Всевышнего Аллаха, поэтому его назвали Ахмадом. Имя Ахмад означает «тот, который много восхваляет Аллаха».
Из книги "История Пророков"