Кто такие джахмиты?
В исламе существует множество течений и сект. Пророк (с.а.с.) еще 14 веков назад предрек то, что мусульмане разделятся на различные течения так, как разделились последователи прежних небесных писаний: «Иудеи разделились на 71 группу, христиане - на 72 группы, а моя умма разделится на 73 группы» (Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Хаким).
Одним из первых исламских течений является джахмизм, эпонимом которого был Джахмом ибн Сафваном. Считается, что идеи джахмизма сформировались в эпоху противостояния ученых ахлю-сунна с антропоморфами (мушаббиха), которые приписывали Всевышнему Аллаху телесность и качества творений.
Такие великие ученые, как Ахмад ибн Ханбаль (р.а.) считали, что на возникновение джахмизма повлияла индийская и прочая философия, а также христианские и иудейские миссионеры, которые тайно и явно усердствовали в том, чтобы исказить учения Корана и сунны.
Вкратце об убеждениях джахмитов можно рассказать в следующих пунктах:
1. Существование Аллаха можно постичь только посредством разума.
В соответствии с учением джахмитов Всевышний Аллах не описывается теми атрибутами, которые указывали бы хоть на какое-либо сходство с творениями. Поэтому они отрицают такие атрибуты, как слух, зрение, жизнь и прочее. То есть, по их мнению, нельзя говорить, что Аллах, видит, слышит и так далее, но можно говорить, что Он создает, действует, что Он способен на всякую вещь.
2. Знание Аллаха ограничено.
Согласно джахмитам, Аллах ограничен в Своем знании, будто бы Он не может знать того, что еще не было, или то, что могло бы быть. Они считают, что Ему не ведомо то, чего не существует и чего не произошло.
Они утверждает, что если Он знал о том, что будет, и о том, что уже создано, это бы требовало изменения в Его знании, а ведь Его атрибуты не могут быть подвержены изменению. Другими словами, знание Аллаха о том, что будет создано, изменилось бы, когда он создал это.
3. Атрибут «речь» не может быть приписана Аллаху.
По их мнению, Аллах не говорил раньше, не говорит сейчас и не будет говорить в будущем, так как способность говорить возможна только благодаря органам речи, от которых пречист Всевышний.
Что касается, разговора Аллаха с пророком Мусой (а.с.), то Аллах, считали джахмиты, Сам не разговаривал с ним. Он лишь сотворил эту речь в другом творении и довел эту речь до слуха Мусы.
Джахмиты также утверждали, что Коран был создан Аллахом. Аргументируют они это мнение аятом: «Воистину, Мы сделали его Кораном на арабском языке, чтобы вы могли уразуметь» (аз-Зухруф, 3). Они говорили, что слово «сделали» (джа'альня) в этом аяте указывает на сотворенность Писания Аллаха.
4. Аллаха невозможно увидеть.
Джахмиты считали, что Аллаха невозможно увидеть ни в этом мире, ни в мире ином, но можно увидеть Его действия и их результат.
5. Воля и способность действовать присущи у Аллаха.
Согласно школе джахмитов, все действия творений созданы и не могут быть приписанными им в буквальном смысле. Также, утверждали джахмиты, людям не предоставляется право выбора. Понятия «воля человека» и «возможность действовать» можно понимать лишь в переносном (не буквальном) смысле.
Высказывания ученых относительно течения джахмизм
Практически все ученые ахлю-сунна считали джахмитов заблудшими, а многие даже считали их неверующими.
Имам аль-Бухари (р.а.) говорил: «Я изучал убеждения иудеев, христиан и язычников и не нашел среди них более заблудших людей, чем джахмиты» («Хальк аф'аль аль-'ибад»).
Имам ад-Дарими (р.а.) в своей книге «Китаб ар-радд галя аль-джахмия» перечислил имена ученых, которые считали джахмитов неверующими. Среди них он перечислил Саляма ибн абу Мути'а, Хаммада ибн Зейда, Язида ибн Харуна, Ибн аль-Мубарака, Ваки'а, Малика ибн Анаса и других.
В этой же книге имам, рассказав о том, что джахмиты считали Коран сотворенным, сказал: «Я считаю их неверующими так же, как и другие ученые».
Islam-today