Абу Бакр и его вклад в сохранение Корана
Копии Корана, подготовленные при жизни Пророка ﷺ были разрозненными и фрагментарными.
У одних сподвижников могла быть одна сура, другие хранили пять-шесть записанных сур, у третьих было только несколько аятов. У некоторых вместе с аятами шли также и пояснения.
Поэтому Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, став халифом, счел необходимым собрать воедино рассеянные части
Благородного Корана. Вот как Зейд ибн Сабит, да будет доволен им Аллах, описывает мотивы этой великой задачи:
«Однажды, вскоре после битвы при Ямаме, Абу Бакр прислал за мной. Придя к нему, я увидел там Умара.
Абу Бакр сказал мне: «Умар сообщил мне о гибели большого числа хафизов в битве при Ямаме. Если хафизы будут погибать такими темпами, я боюсь, что будет утеряна большая часть Корана. Поэтому я предлагаю тебе собрать весь Коран воедино».
Я спросил: «Как мы можем делать то, что Пророк ﷺ сам не сделал?»
Умар ответил: «Клянусь Аллахом, это хорошее дело». И он продолжал повторять эти слова до тех пор, пока свет истины не снизошел и на меня, и я согласился с Умаром».
Письменная фиксация Слова Аллаха: как Пророк ﷺ проявлял заботу о Коране?
После этого Абу Бакр сказал мне: «Ты молод и благоразумен. Тебе все доверяют. И ты был писцом, который записывал откровение при жизни Пророка. Так пойди же и найди все аяты Корана и собери их воедино».
Клянусь Аллахом, понести гору на своих плечах было бы для меня более легкой ношей, чем это задание – собрать Коран. И я начал поиски аятов Корана, и из того, что было записано на листьях и каменных плитках и сохранено в памяти людей, я в конце концов собрал весь Коран» (Бухари с «Фатх аль-Бари», т. 9, с. 8-11).
Зейд ибн Сабит, да будет доволен им Аллах, сам был хафизом и мог бы записать Коран целиком по памяти. Однако он из предосторожности не ограничился этим. Он использовал все существующие варианты устной и письменной фиксации текста Корана.
Было объявлено, что каждый, у кого есть записи аятов, должен принести их Зейду. Когда ему приносили запись аята, он проверял его подлинность, ему также помогал Умар, да будет доволен им Аллах, который также был хафизом Корана.
Ни один аят не принимался, пока двое надежных свидетелей не подтверждали, что он был записан в присутствии Посланника Аллаха ﷺ («Фатх аль-Бари», т. 9, с. 11).
И, наконец, записи аятов были сопоставлены с записями разных сподвижников, которые те изготавливали для себя («Аль-Бурхан фи-улюм аль-Коран», 1:238).
В получившемся мусхафе аяты Корана были расположены в соответствии с тем порядком, который указал Пророк ﷺ.
Хадис-шарифы: «Кто же он – Абу Бакр?»
Этот мусхаф, состоящий из отдельных сур, зафиксированных в письменном виде по распоряжению Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, оставался при нем до его смерти.
Затем он хранился у Умара, да будет доволен им Аллах. После того, как тот стал шахидом, они были переданы на хранение матери правоверных Хафсе, да будет доволен ею Аллах.
После смерти Хафсы Марван ибн аль-Хакам повелел сжечь их, поскольку в то время уже были готовы мусхафы Усмана, да будет доволен им Аллах, и было достигнуто согласие [иджма], что обязательно следовать только им («Фатх аль-Бари», 9:16).
Все фото: shutterstock.com
Автор: Islam Today