• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Коран о материальном обеспечении женщин и сирот

Время чтения: 21 мин
5402

وَإِنْ خِفْتُمْ أَلاَّ تُقْسِطُواْ فِي الْيَتَامَى فَانكِحُواْ مَا طَابَ لَكُم مِّنَ النِّسَاء مَثْنَى وَثُلاَثَ وَرُبَاعَ فَإِنْ خِفْتُمْ أَلاَّ تَعْدِلُواْ فَوَاحِدَةً أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ ذَلِكَ أَدْنَى أَلاَّ تَعُولُواْ 

«Если (желаете жениться на сироте, но) боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на (других) женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех и четырех. А если боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной (женой) или невольницами. Это ближе к тому, чтобы не уклониться (от справедливости)» (Ан-Ниса, 3).

В риваяте, переданном от Аиши (р.а.), сообщается, что она говорила: «Аят «Если (желаете жениться на сироте, но) боитесь, что не будете справедливы к сиротам...» был ниспослан в отношении девочек-сирот. Например, опекун девочки-сироты, несмотря на то, что она не нравится ему, мог жениться на ней, страстно желая завладеть ее имуществом, а затем причинить ей вред. И вот в связи с такими ситуациями и был ниспослан данный аят» (Табери, Джамиуль-Байан, 4/155-156).

В этом же риваяте, но переданном имамом Бухари, нет никаких указаний на то, что описанная ситуация стала причиной ниспослания этого аята. У Бухари данный риваят приводится лишь в качестве тафсира к аяту (Бухари, Никях, 19).

В риваяте, переданном Муслимом, наряду с указанием на то, что упомянутая в риваяте ситуация является причиной ниспослания аята, также упоминаются дополнительные подробности: По поводу аята «Если (желаете жениться на сироте, но) боитесь, что не будете справедливы к сиротам...» Аиша (р.а.) говорила: «Этот аят был ниспослан в отношении одного человека. Рядом с ним была девочка-сирота, и он был одновременно и ее опекуном, и ее наследником. Эта девочка обладала большим имуществом и не было никого, кто мог бы оспорить положение этой девочки. Ради имущества он ни за кого не отдавал ее замуж, причинял вред и плохо относился к ней» (Муслим, Никях, 7; Тафсир, 7).

В хадисе, следующим за вышеупомянутым, наносимый вред описывается более конкретно: «Девочка-сирота жила с человеком, который был с ней компаньоном в ее имуществе. Этот человек сам не хотел жениться на ней, и не выдавал ее замуж за других, чтобы не лишиться ее имущества» (Муслим, Никях, 8; Тафсир, 8).

В другом риваяте, переданном от Аиши (р.а.) и приведенном имамом Табери, говорится: «Вред, который опекун наносит находящейся рядом с ним девочке-сироте, заключается в том, что он не выдает ее замуж за другого человека, чтобы не лишится контроля над ее имуществом» (Табери, Джамиуль-Байан, 4/158).

Что будет с теми, кто посягнет на имущество сирот
«Отдавайте сиротам (когда они достигнут совершеннолетия) их имущество и не заменяйте (свое) дурное (имущество) на (их) хорошее. Не поедайте их имущество вместе со своим имуществом...»
20.02.2021
3245

Муслим в своем «Сахихе», в сравнении с вышеупомянутым риваятом, приводит более подробный риваят от Аиши (р.а.), в котором сообщается, что Урва ибн Зубайр однажды спросил Аишу об аяте «Если (желаете жениться на сироте, но) боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на (других) женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех и четырех».

Аиша (р.а.) сказала ему: «О, сын моей сестры! Здесь речь идет о такой девушке-сироте, которая, находясь рядом со своим опекуном, является с ним совладелицей имущества. А несправедливость состоит в том, что опекуну может понравиться красота девушки и количество имущества, которым она владеет, и он захочет жениться на ней, дав ей в качестве махра гораздо меньше, чем дал бы ей другой мужчина, исходя из ее красоты и богатства. Поэтому мусульмане были предупреждены о недопустимости жениться на таких девушках, если мужчина не способен соблюсти справедливость, то есть жениться на ней, заплатив ей самый высокий махр. В этом случае мусульманам было приказано жениться на других женщинах. Затем, уже после ниспослания этого аята, люди продолжили спрашивать у посланника Аллаха (с.а.с.) фетвы в отношении женщин.

И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят:

«Они спрашивают тебя (о, Мухаммад) о женщинах. Скажи (им): «Аллах Сам даст ответ вам о них. То, что читается вам в Книге (Куръане) о девушках-сиротах, которым (ущемляя их права) вы не даете установленное для них (махр или долю наследства), желая жениться на них, и по поводу слабых детей (сирот), и о том, что вы должны относиться к сиротам справедливо – (все это и есть решение Аллаха относительно них). Какое бы добро вы ни сделали, Аллах знает о нем (и вознаградит вас)» (Ан-Ниса, 127).

В этом аяте Аллах Всевышний сказал: «То, что читается вам в Книге (Куръане) о девушках-сиротах...», так вот аят «Если (желаете жениться на сироте, но) боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на (других) женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех и четырех» и стал первых из таких аятов (посвященных девушкам-сиротам)» (Муслим, Никях, 6).

Еще в одном риваяте, переданном от Аиши (р.а.), данная ситуация рассматривается абстрактно. У одного человека жила девушка-сирота, и ей принадлежал финиковый сад. Этот человек не рассматривал девушку в качестве жены, но женился на ней исключительно ради этого сада. И вот в отношении этого человека и был ниспослан этот аят (Бухари, Тафсируль-Куръан, 4/1).

В риваяте, переданном от Саида ибн Джубайра, говорится: «Когда Аллах Всевышний послал к людям пророка Мухаммада (с.а.с.), то за исключением того, что было приказано, или того, что было запрещено, в других вопросах мусульмане следовали обычаям времен джахилии. Наконец, люди спросили о сиротах, и тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «Если (желаете жениться на сироте, но) боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на (других) женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех и четырех» (Табери, Джамиуль-Байан, 4/157).

Ислам ущемляет женщину в вопросах наследства: стереотип или правда?
Противники ислама видят в нашей религии ущемление прав женщин и ограничение их свободы в самых разных сферах. В качестве примера они приводят имущественные вопросы. Так ли это на самом деле? Давайте разберемся.
08.09.2020
5310

Саид ибн Джубайр, Катада, Раби`, Даххак и Судди подходили к данному вопросу несколько иначе, говоря: «Во времена джахилии люди были очень внимательны и щепетильны в том, что касалось имущества сирот. Однако в том, что касалось женщин, они чувствовали себя совершенно свободно; женились, на ком хотели и как хотели, иногда были справедливы, а иногда и вовсе забывали о справедливости. Исходя из этого был ниспослан аят: «Отдавайте сиротам (когда они достигнут совершеннолетия) их имущество и не заменяйте (свое) дурное (имущество) на (их) хорошее», а затем и аят: «Если (желаете жениться на сироте, но) боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на (других) женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех и четырех».

В риваяте, переданном от Валиби, сообщается, что Ибн Аббас говорил: «В этом аяте Аллах Всевышний говорит: «Как вы боитесь несправедливости в отношении сирот, точно так же вам следует бояться несправедливости в отношении женщин. И женитесь лишь на том количестве женщин, в отношении которых вы сможете быть справедливы в полной мере. Так как с точки зрения слабости и беспомощности женщины подобны сиротам» (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 100-101).

وَآتُواْ النَّسَاء صَدُقَاتِهِنَّ نِحْلَةً فَإِن طِبْنَ لَكُمْ عَن شَيْءٍ مِّنْهُ نَفْسًا فَكُلُوهُ هَنِيئًا مَّرِيئًا 

 «Отдавайте женщинам (на которых вы женились) их брачный дар (махр) безвозмездно. Но если они добровольно вернут вам часть его, то (примите и) употребляйте это свободно и во благо (себе)» (Ан-Ниса, 4).

Ибн Абу Хатим приводит риваят от Абу Салиха, в котором тот говорит: «Во времена джахилии человек, женившись на девушке, не отдавал ей махр, а оставлял его себе. Аллах Всевышний запретил это мусульманам, ниспослав аят: «Отдавайте женщинам (на которых вы женились) их брачный дар (махр) безвозмездно» (Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/94).

Минимальный размер махра, который был установлен самим Пророком(ﷺ)
Ученые исламского права придерживались разных мнений относительно минимального размера брачного дара. Существует два основных мнения...
07.12.2020
10856

Мукатиль говорил: «Во времена джахилии мужчина мог жениться на женщине, не дав ей махр. Например, мужчина говорил: «Ты будешь моей наследницей, а я буду твоим наследником». Если женщина отвечала на это согласием, то мужчина не давал ей махр. В связи с этим и был ниспослан аят: «Отдавайте женщинам (на которых вы женились) их брачный дар (махр) безвозмездно» (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 2/10).

Махр: виды, размер, огласка, сроки выплаты
Махр – это свадебный подарок мужа жене. Он является обязательным условием каждого бракосочетания. Как говорят ученые, одна из мудростей существования махра заключается в том, что он служит неким «предохранителем» от развода со стороны мужчины
13.02.2018
93349

В соответствии с риваятом, переданным Ибн Джариром от Хадрами, люди (некоторые мусульмане) считали грехом, если мужчина примет обратно что-то из того, что он дал своей жене в качестве махра. И в связи с этим был ниспослан этот аят (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 4/200).

وَابْتَلُواْ الْيَتَامَى حَتَّىَ إِذَا بَلَغُواْ النِّكَاحَ فَإِنْ آنَسْتُم مِّنْهُمْ رُشْدًا فَادْفَعُواْ إِلَيْهِمْ أَمْوَالَهُمْ وَلاَ تَأْكُلُوهَا إِسْرَافًا وَبِدَارًا أَن يَكْبَرُواْ وَمَن كَانَ غَنِيًّا فَلْيَسْتَعْفِفْ وَمَن كَانَ فَقِيرًا فَلْيَأْكُلْ بِالْمَعْرُوفِ فَإِذَا دَفَعْتُمْ إِلَيْهِمْ أَمْوَالَهُمْ فَأَشْهِدُواْ عَلَيْهِمْ وَكَفَى بِاللّهِ حَسِيبًا 

«Испытывайте сирот (их разум и способность управлять имуществом), пока они не достигнут брачного возраста. Если обнаружите в них зрелость ума, то отдайте им их имущество. Не поедайте его расточительно в спешке, пока те не вырастут. Кто (из опекунов) богат, пусть воздержится (от использования имущества сирот), а кто беден, пусть тратит (из него) на себя по необходимости. Когда вы будете передавать им их имущество, то делайте это в присутствии свидетелей. Достаточно того, что Аллах потребует (с людей) отчета» (Ан-Ниса, 6).

Передается от Аиши, что аят «Кто (из опекунов) богат, пусть воздержится (от использования имущества сирот)...» был ниспослан в отношении имущества сирот. Так же от нее передается, что аят «...а кто беден, пусть тратит (из него) на себя по необходимости» был ниспослан по поводу использования опекунами имущества сирот, если этот опекун является неимущим, но при этом должным образом заботится о сироте и ведет его дела.

В третьем риваяте, переданном от Аиши, сообщается, что аят «Кто (из опекунов) богат, пусть воздержится (от использования имущества сирот), а кто беден, пусть тратит (из него) на себя по необходимости» был ниспослан в отношении опекунов сирот. То есть если опекун сам является неимущим человеком, то он может пользоваться имуществом сироты пропорционально тому, как он ведет дела своего подопечного (Муслим, Тафсир, 10, 11; Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 2/188-189).

В соответствии с риваятом, переданным от Катады, данный аят был ниспослан в отношении Сабита ибн Рифаа из ансаров и его дяди. Когда Рифаа умер, то его сын Сабит был еще маленьким ребенком. Его дядя, придя к посланнику Аллаха (с.а.с.), сказал: «Сын моего брата остался сиротой и живет со мной. Что из его имущества является дозволенным для меня, и когда я должен передать ему его имущество?». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 101; Иззуддин ибнуль-Асир Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джазари, Усдуль-Габа фи Маарифатис-Сахаба, 1/268).

لِّلرِّجَالِ نَصيِبٌ مِّمَّا تَرَكَ الْوَالِدَانِ وَالأَقْرَبُونَ وَلِلنِّسَاء نَصِيبٌ مِّمَّا تَرَكَ الْوَالِدَانِ وَالأَقْرَبُونَ مِمَّا قَلَّ مِنْهُ أَوْ كَثُرَ نَصِيبًا مَّفْرُوضًا 

 «Мужчинам – доля из того, что оставили (в наследство покойные) родители и (близкие) родственники. И женщинам – доля из того, что оставили (в наследство покойные) родители и (близкие) родственники, будь то мало (наследства) или много – удел (наследства установлен в Куръане, и он) обязательный (для передачи тем, кому оно полагается по шариату)» (Ан-Ниса,7).

Катада говорит: «Во времена джахилии женщины не получали никакой доли наследства». И в связи с этим был ниспослан этот аят.

В риваяте, переданном от Икримы, говорится: этот аят был ниспослан в отношении Умму Куджа из ансаров и ее дочери, а также в отношении Салябы и Ауса ибн Сувейда. Один из этих двоих был мужем, а второй был дядей ребенка. Умму Куджа придя к посланнику Аллаха (с.а.с.) пожаловалась, сказав: «О, посланник Аллаха! Мой муж умер. После себя он оставил меня и дочь, но ни мне, ни ей ничего не дали из наследства моего мужа».

Дядя девочки сказал: «О, посланник Аллаха (с.а.с.)! Но эта девочка не может ни сесть на коня, ни носить тяжести, ни отбросить назад врага. Для ее содержания необходимо зарабатывать, но сама она ничего не сможет заработать». И тогда был ниспослан аят: «Мужчинам – доля из того, что оставили (в наследство покойные) родители и (близкие) родственники. И женщинам – доля из того, что оставили (в наследство покойные) родители и (близкие) родственники, будь то мало (наследства) или много – удел (наследства установлен в Куръане и он) обязательный (для передачи тем, кому оно полагается по Шариату)» (Табери, Джамиуль-Байан, 4/176).

إِنَّ الَّذِينَ يَأْكُلُونَ أَمْوَالَ الْيَتَامَى ظُلْمًا إِنَّمَا يَأْكُلُونَ فِي بُطُونِهِمْ نَارًا وَسَيَصْلَوْنَ سَعِيرًا 

 «Поистине, несправедливо поедающие имущество сирот наполняют животы свои огнем. И в огне они будут гореть» (Ан-Ниса,10)

Мукатиль ибн Хаййан говорил: этот аят был ниспослан в отношении человека по имени Марсад ибн Зейд из племени Гатафан. Он был опекуном своего маленького племянника и бесправно растратил имущество, принадлежавшее ребенку-сироте (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 101).

Приемный ребенок - свой или чужой?
В мае этого года уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов заявил, что количество детей-сирот в России за последние пять лет сократилось на 40%, а количество детских домов в стране уже не дотягивает до полутора тысяч
04.10.2013
4508

Некоторые муфассиры говорили, что данный аят был ниспослан в отношении Ханзалы ибнуш-Шамардала, который растратил имущество ребенка-сироты, опекуном которого он являлся (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 2/23).

В риваяте, переданном от Ибн Зейда, сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении неверующих, которые ничего не выделяли из наследства умершего женщинам и маленьким детям (Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 5/36).

يُوصِيكُمُ اللّهُ فِي أَوْلاَدِكُمْ لِلذَّكَرِ مِثْلُ حَظِّ الأُنثَيَيْنِ فَإِن كُنَّ نِسَاء فَوْقَ اثْنَتَيْنِ فَلَهُنَّ ثُلُثَا مَا تَرَكَ وَإِن كَانَتْ وَاحِدَةً فَلَهَا النِّصْفُ وَلأَبَوَيْهِ لِكُلِّ وَاحِدٍ

مِّنْهُمَا السُّدُسُ مِمَّا تَرَكَ إِن كَانَ لَهُ وَلَدٌ فَإِن لَّمْ يَكُن لَّهُ وَلَدٌ وَوَرِثَهُ أَبَوَاهُ فَلأُمِّهِ الثُّلُثُ فَإِن كَانَ لَهُ إِخْوَةٌ فَلأُمِّهِ السُّدُسُ مِن بَعْدِ وَصِيَّةٍ يُوصِي بِهَا أَوْ دَيْنٍ آبَآؤُكُمْ وَأَبناؤُكُمْ لاَ تَدْرُونَ أَيُّهُمْ أَقْرَبُ لَكُمْ نَفْعاً فَرِيضَةً مِّنَ اللّهِ إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلِيما حَكِيمًا 

 «Аллах завещает вам относительно ваших детей: мужскому полу – доля, равная доле двух женщин. Если (детей) женского пола больше двух, то им – две трети того, что он (умерший) оставил (в наследство). А если (дочь) одна, то ей – половина. И каждому из родителей (умершего) – одна шестая того, что он оставил, если у него есть ребенок. А если у него нет ребенка, то ему наследуют родители, и матери – одна треть. А если у него есть братья (или сестры), то матери – одна шестая. (Деление наследства производится) после выплаты по завещанию и (выплаты) долга. Вы не знаете, кто вам ближе и полезнее – ваши дети или родители. (Такое деление) – обязательное (установление) от Аллаха. Поистине, Аллах – Знающий, Мудрый» (Ан-Ниса,11).

Причиной ниспослания данного аята является тот же самый случай, который явился причиной ниспослания 7-го аята, и который был упомянут выше.

Судди говорил: «Во времена джахилии люди ничего не давали женщинам и маленьким детям из наследства умершего. На получение наследства мог рассчитывать только подросток, который уже мог воевать. У поэта Хасана умер его брат Абдуррахман ибн Сабит, у которого осталась жена Умму Куджа и пять дочерей. Когда наследники пришли за имуществом Абдуррахмана, Умму Куджа пошла к посланнику Аллаха (с.а.с.) и пожаловалась ему. Тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «Аллах завещает вам относительно ваших детей: мужскому полу – доля, равная доле двух женщин. Если (детей) женского пола больше двух, то им – две трети того, что он (умерший) оставил (в наследство). А если (дочь) одна, то ей – половина. И каждому из родителей (умершего) – одна шестая того, что он оставил, если у него есть ребенок. А если у него нет ребенка, то ему наследуют родители, и матери – одна треть. А если у него есть братья (или сестры), то матери – одна шестая. (Деление наследства производится) после выплаты по завещанию и (выплаты) долга. Вы не знаете, кто вам ближе и полезнее – ваши дети или родители. (Такое деление) – обязательное (установление) от Аллаха. Поистине, Аллах – Знающий, Мудрый» (Табери, Джамиуль-Байан, 4/185; Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/96).

Что касается той части аята, в которой говорится: «Аллах завещает вам относительно ваших детей: мужскому полу – доля, равная доле двух женщин», то в риваяте Кельби, переданном от Ибн Аббаса, говорится: «Когда умер Аус ибн Сабит из ансаров, то у него осталась жена по имени Умму Куджа и три дочери.

К ним в дом пришли два сына его дяди, Сувейд и Арфаджа, и забрали имущество умершего, ничего не оставив его жене и дочерям. Так как во времена джахилии они ничего не давали из имущества умершего женщинам и маленьким детям, даже если ребенок был мужского пола. Наследство могли получить только повзрослевшие юноши. Так как в то время принято было говорить: «Наследство может получить только тот, кто способен воевать и зарабатывать».

Умму Куджа, придя к посланнику Аллаха (с.а.с.), объяснила ему ситуацию, сказав: «О, посланник Аллаха! Аус ибн Сабит умер и оставил мне трех дочерей. У меня нет никаких средств, которые я могла бы потратить на них. Их отец оставил большое наследство, однако Сувейд и Арфаджа ничего не дают ни мне, ни моим детям. Не кормят, не поят и не заботятся ни обо мне, ни о моих детях». Посланник Аллаха (с.а.с.) позвал к себе Сувейда и Арфаджа и спросил у них о положении вещей, на что они ответили: «О, посланник Аллаха! Дети Ауса не способны ни сесть на коня, ни носить тяжести, ни обратить в бегство врага».

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Сейчас уходите. Подождем повеления Аллах по этому поводу». Они ушли, и после их ухода Аллах Всевышний ниспослал аят» (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 101).

В риваяте, переданном от Джабира, сообщается, что у Умму Куджа было две дочери, что в связи с этой ситуацией Аллах Всевышний ниспослал ту часть аята, в которой говорится «Аллах завещает вам относительно ваших детей: мужскому полу – доля, равная доле двух женщин...» (Иззуддин ибнуль-Асир Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джазари, Усдуль-Габа фи Маарифатис-Сахаба, 7/381-382).

Также в разных риваятах сообщается, что сыновей дяди Ауса ибн Сабита звали «Катада и Арфата», «Икрима и Арфата», «Халид и Арфата» (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 2/18).

В риваяте, переданном от Ибн аббаса, сообщается, что у Ауса осталось три дочери (Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 9/194), тогда как в другом риваяте, так же переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что у него осталось две девочки и один мальчик (Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/94).

Суюти и Алуси приводят следующие подробности вышеупомянутой истории: до того, как пойти к посланнику Аллаха (с.а.с.) Умму Куджа сказала племянникам своего покойного мужа: «Раз вы забираете все наследство, зная, что без него никто к ним не посватается, тогда сами и женитесь на них». Но поскольку дочери Умму Куджа были некрасивы, то племянники ее покойного мужа отказались от такого предложения (Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 2/438; Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 4/210).

Передается от Джабира, который говорил: «Когда я тяжело болел, находясь среди Бану Салим, навестить меня пришел посланник Аллаха (с.а.с.) и Абу Бакр. В тот момент я находился полубессознательном состоянии. Посланник Аллаха (с.а.с.) попросил воды и совершил малое омовение, а оставшуюся воду вылил на меня. Благодаря этому я пришел в себя и сказал: «О, посланник Аллаха! Что ты прикажешь мне делать с моим имуществом?». И тогда был ниспослан аят: «Аллах завещает вам относительно ваших детей: мужскому полу – доля, равная доле двух женщин...» (Бухари, Тафсируль-Куръан, 4/4; Тирмизи, Тафсируль-Куръан, 4/1, хадис №: 3015).

Могут ли по исламу приемные дети претендовать на наследство?
Ассаляму алейкум! Имеют ли право не родные дети, вписанные в паспорт, на наследство, после смерти мачехи, если официально процедура усыновления была окончена?
01.07.2020
4888

В том же самом хадисе, но в риваяте Ибн Маджа, говорится о том, что в связи с этим были ниспосланы 12-й и 176 аяты, регулирующие получение наследства в том случае, когда у человека нет прямых наследников, таких как сын или отец, и его наследниками являются другие родственники (каляля) (Ибн Маджа, Фараиз, 5, хадис №: 2728).

В риваяте, приведенном имамом Табери, сообщается, что Джабир сказал: «О, посланник Аллаха! Моими наследниками будут каляля (то есть у меня нет наследников мужского пола, ни сына, ни отца). Как же будет поделено мое имущество?». И тогда был ниспослан аят о наследстве (Табери, Джамиуль-Байан, 4/186).

Однако в качестве ответа на вопрос Джабира более всего подходит последний аят этой суры, известный как «аят каляля», тем более что Джабир упомянул о том, что у него нет наследников мужского пола. Но поскольку все эти риваяты рассматриваются в рамках наследства, то между ними нет никаких разногласий.

В риваяте Джабира ибн Абдуллаха говорится: «Как-то раз мы вышли вместе с посланником Аллаха (с.а.с.). Когда мы находились в Асвафе (харем Медины) к нам подошла одна женщина из ансаров с двумя дочерьми и сказала: «О, посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, если у этих девочек не будет никакого имущества, никто не возьмет их в жены».

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Аллах вынесет решение по поводу них». И тогда был ниспослан аят: «Аллах завещает вам относительно ваших детей: мужскому полу – доля, равная доле двух женщин». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Позовите ту женщину и брата ее мужа (который забрал имущество ее детей)». Когда тот пришел, посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ему: «Двум дочерям Са`да отдай 2/3 части его наследства, а их матери 1/8 часть, оставшаяся же часть будет твоей» (Абу Давуд, Фараиз, 4, хадис №: 2891; Тирмизи, Фараиз, 3, хадис №: 2092; Ибн Маджа, Фараиз, 2, хадис №: 2720; Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 3, 352).

Этот рассказ Са`да ибн Раби приводится в «Ахкамуль-Куръан» Кады Исмаиля, будучи переданной по каналу Абдульмалика ибн Мухаммада ибн Хазма, и там же упоминается о том, что жену Са`да звали Амра. Так же там упоминается о том, что в отношении Амры и ее дочери был ниспослан не этот аят, а 127-й аят, в котором говорится: «Они просят тебя вынести решение относительно женщин...» (Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/96-97).

Как делится наследство в исламе?
В данной статье мы упомянем основные принципы исламского права в отношении наследства и раздела имущества усопшего по шариату.
10.01.2020
25568

Хафиз Ибн Хаджар говорил: «Некоторые говорят, что этот аят был ниспослан не в отношении Джабира ибн Абдуллаха, а в отношении двух дочерей Са`да, так как, по их мнению, в то время у Джабира еще не было детей. Но, в сущности, этот аят мог быть ниспослан в обоих этих случаях. А именно: начало данного аята могло быть ниспослано в отношении дочерей Са`да, а последняя часть аята регулирующая раздел наследства при отсутствии наследников мужского пола, могла быть ниспослана в отношении Джабира» (Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/95-96).

По сути, общей стороной всех этих риваятов является то, что данный аят отменил обычай времен джахилии лишать наследства женщин и маленьких детей. Установив правила раздела наследства независимо от того, мужчина это или женщина, маленький ребенок или подросток, и сделав эти правила универсальными и действительными до самого конца Света.

Автор: Islam Today

Социальные комментарии Cackle