Когда шутки - харам?
Всемогущий Аллах установивший между верующими чувство братства и дружбы, запретил всё то, что может нанести вред единству и может обидеть собрата по вере.
Неважно с какой целью, но насмешки, унижение, оскорбление и открытый упрек, переходящий все грани допустимой критики, а также наречение неприемлемых человеком прозвищ – все это является недопустимым действием в Исламе.
Поэтому все действия связанные с возвеличиванием собственного «я» путем унижения других, насмешки, обсуждения за спиной и осуждение считаются запретными.
وَيْلٌ لِّكُلِّ هُمَزَةٍ لُّمَزَةٍ
«Горе всякому хулителю и обидчику» (сура аль-Хумаза, аят 1).
Этот аят был ниспослан о неверующих, которые надсмехались над Благословенным Пророком (мир ему и благословение Аллаха) и Его последователями. Но как не прискорбно это сознавать, и по сей день эта пагубная привычка жива, причем хорошо развита и среди мусульманской уммы.
В Судный день они сами станут причиной насмешек, ровно так же, как они надсмехались над людьми на этом свете.
Когда для похода на Табук мусульмане собирали помощи лицемеры стали говорить:
– Они собирают столько только ради того, чтобы показать себя и выделиться.
Тем же кто, был беден, но все же отдавал хотя бы какие-то свои сбережения, они говорили:
– Аллах не нуждается в вашем засохшем финике.
Тогда Всевышний Аллах ниспослал следующий аят Священного Корана:
الَّذِينَ يَلْمِزُونَ الْمُطَّوِّعِينَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ فِي الصَّدَقَاتِ وَالَّذِينَ لاَ يَجِدُونَ إِلاَّ جُهْدَهُمْ فَيَسْخَرُونَ مِنْهُمْ سَخِرَ اللّهُ مِنْهُمْ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ
«Они поносят тех, кто раздает добровольные пожертвования, и тех, кто с трудом находит средства для пожертвований. Они глумятся над ними, а Аллах поглумится над ними. Им уготованы мучительные страдания» (перевод суры ат-Тауба, аят 79).
Особенно недопустимыми считаются насмешки над внешностью человека, ибо предметом насмешек становится не только внешность человека, с его недостатками, но и Всевышний Аллах, по тем или иным причинам определивший такую судьбу человеку и даровавший ему именно такое состояние. Подобная же привычка может привести человека и к неверию.
Как сказал один богослов: «Человек незаметно для себя может потерять веру, когда вместо того, чтобы работать над собственными ошибками, он занят чужими недостатками».
Великий сахаба Ибн Масуд (да будет им доволен Аллах) призывал всегда внимательно и осознанно выбирать слова, прежде чем их озвучить. «Беда привязана к слову. Боюсь, если я обижу собаку, то Аллах меня превратит в пса», – говорил он. Это уровень и эталон нравственности верующего человека.
Абу Джафар бин Синан будучи большим ученым говорил: «Не поноси своего собрата по вере из-за увиденной его ошибки. Может оказаться так, что и сам ты совершишь подобную ошибку, и куда хуже, чем он. Поэтому, увидев чужую ошибку, обратись к Всевышнему, и, раскрыв свои руки, помолись за своего оступившегося собрата. Бойся того, что его ошибку не пришлось бы повторить тебе самому, и благодари Аллаха за то, что он защитил тебя от подобных бед».
Умный человек не тот, кто копается в чужих промахах и ошибках, а тот, кто пытается найти ошибки в себе.
Ибо как предупреждал нас Благословенный Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллах): «Не умрет человек до тех пор, пока не совершит тот же самый грех, в котором упрекнул своего собрата по вере» (Джами’у-Сагыйр, том II, стр. 161).
Islam-Today
Понравилась статья? Пожалуйста – репост!