Какое воздаяние получит человек за непринятое дуа?
Одним из условий для принятия дуа является искренняя вера в то, что дуа будет исполнена, и готовность сердцем к этому. В риваяте, переданном от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Когда обращаетесь к Аллаху с мольбой, совершайте дуа с верой, что она будет принята. Знайте: Аллах не примет дуа, совершенные с беспечным сердцем» (Тирмизи, Даават, 64).
После выполнения условий дуа, надо искренне поверить, что она будет принята. Неисполнение дуа ни в коем случае не связано с бессилием или неспособностью Аллаха. Это от незнания совершающим дуа своей молитвы. Если молящийся хорошо осознает способность Аллаха исполнить его мольбу и Его могущество, тогда его дуа будет принята в этом мире, или же он получит за нее воздаяние в ахирате.
Однажды Хасан аль-Басри (да будет милостив к нему Аллах) пошел навестить заболевшего Абу Усмана ан-Нахди (да будет милостив к нему Аллах). Придя к нему, он сказал:
- О, Абу Усман! Имеется множество риваятов о том, что дуа больного человека принимаются. Ты сейчас болен. Не помолишься ли Аллаху за нас?
После этих слов, больной Абу Усман (да будет милостив к нему Аллах) тотчас поднял руки к небу и начал молиться. Он восхвалил Аллаха, произнес салаваты Пророку (мир ему) и прочел несколько аятов из Корана. Мы тоже присоединились к его дуа, вознося руки к небу. Через некоторое время он опустил руки и произнес:
- Клянусь Аллахом, ваши молитвы были приняты!
Хасан аль-Басри (да будет милостив к нему Аллах) спросил:
- Как же ты клянешься в этом именем Аллаха?
- О, Хасан! Если ты придешь ко мне и скажешь о чем-то, я несомненно поверю тебе. Почему же я не должен поверить словам Аллаха, который сказал: دْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам»? (Сура «Гафир» аят 60)
После этих слов, Хасан аль-Басри (да будет милостив к нему Аллах) покинул больного вместе с другими пришедшими навестить. Идя по дороге, он заявил:
- Оказывается, Абу Усман знает больше меня («Танбиху’ль Гафилин»).
Одно из условий принятия дуа - заново покаяться в сделанных ошибках и грехах. Как очищаются от внешней грязи, также надо очиститься и от грязи духовной. В молитве не надо торопиться с исполнением желаний. Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «Нет ни одного человека, взывавшего к Аллаху с мольбой, чтобы его дуа не была принята. Если он не будет совершать грехов, не станет обрывать отношения с близкими и не проявляет торопливость в желаниях, Аллах или тотчас даст ему желаемое в этом мире, или оставит это желание для исполнения в ахирате, или же простит ему грехи соразмерно его молитве».
Асхабы-кирам спросили:
- О, посланник Аллаха! Что значит торопливость в молитве?
Наш Пророк (мир ему) ответил:
- Это когда раб говорит: «Я взывал к моему Господу, но он не ответил на мою молитву» (Тирмизи, Даават, 13).
Надо хорошо понимать, что Аллах скрыл очень многое, исходя из божественной мудрости и обстоятельств. Аллах скрыл Свое довольство среди деяний, чтобы это побуждало людей к обязательным и дополнительным ибадатам. Он скрыл Свой гнев в грехах, дабы люди избегали больших и малых грехов.
Одно действие, после которого успех вам обеспечен
Аллах скрыл Свое высочайшее имя (исми-а’зам) среди всех Своих имен, чтобы мы относились с почтением ко всем Его именам. Он скрыл средний намаз, чтобы совершались все намазы. Аллах скрыл признаки принятия тауба, дабы всегда приносились покаяния и использовались все его способы. Он скрыл от человека час его смерти, чтобы в человеческой душе всегда присутствовал страх. Чтобы все ночи в месяце Рамадан проводились в поклонении, Всевышний скрыл ночь Предопределения среди всех ночей этого месяца. Вот по этой же причине Он скрыл от нас принятие дуа, чтобы мы всегда взывали к Нему.
Аллах принимает дуа Своего раба и отвечает на его мольбу. Однако Он может отсрочить исполнение желания. Причина этого состоит или в том, что предписанное время еще не наступило, или же в том, что Аллах желает, чтобы Его рабы были настойчивы в своих молениях. Аллах любит настойчивость людей в молитвах. Неприятие дуа может быть также связано с тем, что в предвечности не было предписано воздаяние за него в ахирате.
В риваяте, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Когда мусульманин взывает с мольбой к Аллаху, его дуа принимаются за исключением тех случаев, когда он просит о чем-то греховном или же желает порвать родственные связи. Его пожелания исполнятся или в этом мире, или же их исполнение может быть отложено до Последней жизни. Или же в ответ на его дуа сотрется один его грех» (Хаким «Мустадрак», 1/497).
Йазид ар-Раккаши (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «В Судный день Аллах выставит на середину те дуа Своих рабов, которые они совершили в этом мире, и которых Он не принял. Потом Он скажет:
- Рабы Мои! Вы тогда-то совершили такие-то дуа. Я не дал вам воздаяние за эти дуа, пока вы были на земле. Вот эти савабы вам положено получить за ваши дуа.
После этого человек захочет, чтобы все его дуа, совершенные в этом мире, не были бы исполнены («Танбиху’ль Гафилин»).