Какими способами ниспосылались откровения Пророку Мухаммаду (мир ему)?
Несмотря на то, что такие слова, как «внушение» и «вдохновение», имеют далекие друг от друга значения, люди нередко используют их, не обращая на эту разницу большого внимания, что само по себе неверно. Поэтому мы решили поговорить об этом подробнее, чтобы внести ясность в этот вопрос.
«Внушением», следуя его лексическому значению, называют «быстрое, но скрытое доведение до кого-то какой-либо информации». Она может быть как в письменной или словесной форме, так и в виде знаков, или чего-то другого.
По шариату, внушение – это слово Аллаха, ниспосылаемое Аллахом Его посланникам через откровения. Поэтому откровения (внушения) бывают двух видов: явные и скрытые.
Откровения явные, в свою очередь, бывают трех видов.
- Первый вид, когда ангел внушает человеку конкретный текст, как, например, текст Священного Корана.
- Второй вид, когда ангел доводит до человека какую-либо информацию не посредством слов, а посредством действий. Такого рода откровением является тот хадис, в котором Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорит: «Джибриль дунул на мое сердце трижды…»
- Третий вид, когда в сердце пророка рождается истина. Такое явление известно также как прозрение или вдохновение. Все эти три вида откровений являются неоспоримыми источниками божественной Воли и Знаний, и ни один из них не может быть поставлен под сомнение. Однако следует отличать прозрения и вдохновения обычных людей, даже праведных. Но об этом мы поговорим, когда будем рассматривать вдохновение отдельно.
Что же касается откровений (внушений) скрытого характера, то к ним относятся все суждения Посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), сделанные им путем размышлений и рассуждений. Очень подробно об откровениях, внушениях и вдохновениях говорит в своем «Терджеме» Ахмад Наим Эфенди. Здесь же мы приведем краткую выдержку из него:
«Никто, кроме пророков и посланников, лучших из людей, не может вдаваться в рассуждения относительно сущности божественных откровений. Любые суждения обычных людей относительно этого также нелепы, как и суждения слепого о цветах радуги. Человек может рассуждать лишь о том, что сам наблюдал, и чему был свидетелем в момент ниспослания божественных откровений. Откровения скрытого типа делятся на восемь видов:
- Вещий сон; об этом Айша (радыйаллаху анха) говорила: «Если Пророк видел какой-нибудь сон, то он обязательно сбывался, и это было ясно видно всем, как рассвет дня». О том, что некоторые откровения могут снизойти во сне, знали и сахабы Пророка. Поэтому они никогда и ни при каких обстоятельствах не будили его, ожидая, пока он проснется сам.
- Иногда ангелы посещали Пророка (салаллаху алейхи ва саллям), оставаясь невидимыми для него. Это происходило не во сне, а наяву, в результате чего пророку внушалось божественное откровение.
- Бывало, что ангел являлся пророку в образе человека. При общении с ангелом Пророк (салаллаху алейхи ва саллям) получал божественное откровение, которое он потом должен был довести до уммы (общины мусульман) без изъянов и искажений. Чаще всего Джибриль (алейхиссалям) являлся Пророку (салаллаху алейхи ва саллям) в облике Дихьята аль-Кальби, известного своей приятной внешностью. Но нередко являлся и в другом образе.
- Иногда ангел внушал божественные откровения таким громким и величественным голосом, что Посланник (салаллаху алейхи ва саллям) слышал звон, подобный звону колокола. Это был голос ангела и звук его крыльев.
- Известно также, что Джибриль (алейхиссалям) являлся Посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и в своем истинном облике. Он, затмевая небо своими крыльями, количество которых было шестьсот, внушал ему божественное повеление.
- Однажды Всевышний Аллах довел до Посланника (салаллаху алейхи ва саллям) Свою Волю, а именно обязательность пятикратного намаза, когда тот был вознесен на седьмое небо. И опять посредником при этом выступил ангел.
- Известно также, что между Аллахом и Пророком (салаллаху алейхи ва саллям) были разговоры и без посредников. Однако о том, как это происходило нам неизвестно.
- Получить откровение можно, увидев во сне одно из проявлений божественной красоты и совершенства. Но опять, лишь только пророкам присуще полное и верное понимание того, что означают такого рода откровения. Не может и не имеет права заявлять о получении каких-либо откровений от Аллаха тот, кто не является пророком. А тот, кто утверджает нечто подобное, заведомо является лжецом и самозванцем».
Islam-Today