• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Какие развлечения дозволены с точки зрения Ислама?

Время чтения: 3 мин
31619

Бытует мнение, что в Исламе мусульманам запрещены какие-либо развлечения и веселье. К тому же нет-нет, да и появившийся на просторах интернета очередной ролик, где покрытая девушка восточной внешности, начинает зажигать под современные ритмы так, что ее движениям могут позавидовать завсегдатаи танцполов, становится причиной очередной череды скандальных комментариев и бурных обсуждений, сопровождаемые перекрестным осуждением.

Но действительно ли Ислам запрещает человеку то, что является его естественной, заложенной в основу природы человеческого творения потребностью? Но для того, чтобы полноценно ответить на этот вопрос необходимо определить, где проходит грань дозволенности для верующего человека.

К сожалению, понятие развлечений на сегодняшний день, при всем его обилии и разнообразии, сужено в нашем сознании до уровня скитания по торговым центрам, просиживания в кафе, а просмотра очередного блок-бастера либо в кино, либо у голубого экрана собственного телевизора. Человек, к сожалению, превращается в безликого потребителя индустрии развлечений, съедающего под любой начинкой и соусом абсолютно все, что ему подадут. 

Хотя еще четырнадцать с половиной веков назад Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Там, где нет упоминание Всевышнего Аллаха, либо развлечение либо пустая трата времени, за исключением этих четырех вещей: стрельбы из лука, верховой езды, игры с домочадцами и плавание».

Индивидуальность человека, его искание и развитие как личности – это цели, которые ставит перед собой Ислам.

Нам известны предания, по которым сахабы устраивали соревнования по бегу меж собой перед Благословенным Пророком (мир ему и благословение Аллаха). А Аиша (да будет ею доволен Аллах) поведала о том, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), обращаясь к эфиопам, сказал: «Покажите себя о, дети Арфада!», разрешив им проводить при Нем их национальные игры. И более того, когда Умар (да будет им доволен Аллах) хотел прервать их, считая это не приемлемым, Пророк, вмешавшись, сказал: «Оставь их, о Умар!». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вместе с Аишой (да будет ею доволен Аллах) наблюдал за играми на мечах, которые проводились прямо в мечети.

Однако не стоит забывать, что у всего есть свой предел и границы, в том числе и у развлечений. Необходимо сделать правильный выбор, чтобы это не способствовало ширку, не сподвигло человека на совершение запретного и не соблазняло его нафс.

Современное мусульманское сообщество, и в особенности отечественная умма, остро нуждается в построении культуры дозволенного отдыха и развлечений, где любое мероприятие приносило бы людям радость, заряжала их позитивом, а не превращалась в похоронную процессию благодаря «всезнайкам», готовым всех и вся определить как «бид'ат» и «неверующие».

Что касается музыки, то существуют различные мнения ученых по этому поводу. Кто-то считает это полностью харамом, кто-то макрухом, а кто-то вовсе мубахом.

Например, имам Газали, что:

  • Музыка запретна, если она вызывает в человеке исключительно страсть и стремление только к мирским удовольствиям.
  • Макрух, если человек тратит на нее более чем необходимо времени и превращает это в привычку.
  • Если человек наслаждается красотой голоса исполнителя и при этом не испытывает каких-либо иных запретных чувств и не испытывает тяги к греховному, то это мубах.
  • Если же это увеличивает любовь к Всевышнему Аллаху и является толчком к благим деяниям, то эта музыка считается мустахаб.

В музыке, как и в остальном, необходимо осознанно придерживаться грани дозволенности, и не переходя ее стремится к довольству Всевышнего Творца.

В Священном Коране Всевышний Создатель сказал:

وَمَا هَذِهِ الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلَّا لَهْوٌ وَلَعِبٌ وَإِنَّ الدَّارَ الْآخِرَةَ لَهِيَ الْحَيَوَانُ لَوْ كَانُوا يَعْلَمُونَ 

«Мирская жизнь — всего лишь потеха и игра, а Последняя обитель — это настоящая жизнь. Если бы они только знали это!» (сура аль- Анкабут, аят – 64)

Соответственно, будучи искренними рабами Всемогущего и Милостивого Творца, мы должны помнить, что наша жизнь, также как и наши развлечения, это лишь мимолетное мгновение, после которого начнется вечная реальность.

Islam-Today

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соцсетях!

Социальные комментарии Cackle