Как Пророк (мир ему) мог знать расположения аятов в Коране, если они ниспосылались не по порядку?
Откровение ниспосылалось Посланнику Аллаха (мир ему) в течение 23 лет, начиная с 610 г.н.э. Первые 12 лет из них Досточтимый Пророк (мир ему) жил в Мекке. Преследования со стороны племени Курайш заставили его и его сподвижников переселиться в Медину. Данное переселение было названо хиджрой, а прошло с той поры до конца ниспослания Откровения более 10 лет. Поэтому в зависимости от того, где были ниспосланы те или иные аяты, их принято разделять на мединские и мекканские.
114 сур Священного Корана приводятся не в хронологическом порядке их ниспослания. Тем не менее, этот порядок был утвержден самим Посланником Аллаха (мир ему), поскольку, получая новые аяты, он указывал своим писцам, к какой суре они относятся.
Знание хронологического порядка ниспослания различных сур или аятов важно для понимания их смыслов и значения. Поэтому мусульманские ученые посредством иджтихада осуществляют попытки расположения аятов в хронологическом порядке. Для этого был предложен метод, который использовался при определении периода ниспослания Корана.
Оценка отмены постановлений
Отмена аятов (насх) – это принцип отмены одного религиозного предписания другим. Проще говоря, это принцип, при котором один аят меняется другим, отменяя при этом постановление предыдущего аята. Таким образом, если имеется два аята с противоречащим друг-другу смыслом в плане религиозного предписания, то, пользуясь установками исламского права, мы можем сделать вывод, какой из этих аятов был ниспослан позднее.
Некоторые примеры:
1. Аяты о совершении намаза были ниспосланы незадолго до хиджры Посланника Аллаха (мир ему) в Медину.
2. Аяты о выплате закята и совершении поста были ниспосланы во второй год хиджры.
3. Аяты о совершении хаджа были ниспосланы в 6 год хиджры.
Таким образом, мы узнаем как и когда стал обязательным тот или иной столп Ислама.
Оценка постепенного процесса в законодательстве
Это очень важная часть в науке коранистики, особенно в контексте введения постепенного запрета на осуществление той или иной греховной деятельности. Самый наглядный пример – запрет употребления алкоголя.
Как известно, запрет на употребление алкоголя в Исламе пришёл не сразу. Сначала Аллах сообщил мусульманам, что в вине есть вред и некоторая польза: «Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы»» (Сура аль-Бакара, аят 219).
Затем пришел запрет на совершение намаза в состоянии опьянения: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными…» (Сура ан-Ниса, аят 43).
Позже запрет на употребление алкоголя пришел окончательно: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете» (Сура аль-Маида, аят 90).
Этот пример демонстрирует нам, что употребление алкоголя арабами было частью их культуры. И для искоренения таких глубоко засевших привычек общества требуется постепенная и основательная работа. Следовательно, знания о том, когда и где был ниспослан тот или иной аят, помогает нам лучше познать вероучение. Очень часто именно эти знания раскрывают истинный смысл суры.
На эту тему также советуем почитать следующие статьи:
Islam-today