Как появилось понятие «Ахлю-с-Сунна валь-джама’aт»?
Как появилось понятие «Ахлю-с-Сунна валь-джама’aт»? Кто стал основоположниками ханафитско-матуридитского вероучения? На какие ветви разделился суннизм?
На эти вопросы ответил Абдулла хазрат Адыгамов, доцент, заведующий кафедрой арабского языка и гуманитарных дисциплин КИУ, в рамках прошедших в стенах Российского исламского института курсов повышения квалификации по течениям и сектам в исламе.
По словам Абдуллы хазрата мутазилиты оказали наибольшее влияние на становление и развитие акыйды. Они отдали предпочтение разуму и логике над Кораном и сунной, и это стало их главной ошибкой.
Что были вынуждены сделать ученые Ахлю-с-Сунна валь-джама’aт?
Прибегнув к методологии мутазилитов, они должны были их опровергать, и это стало причиной увеличения «банка знаний» акыйды.
«Отдалившиеся» не всегда принимали доказательства сунны, поэтому необходимо было апеллировать рациональными аргументами. Их не было: следовало разработать.
Теолог отмечает, что условия были тяжелыми, так как был исторический период, когда во время трех аббасидских халифов, «обособившиеся» фактически определяли идеологию государства (один из мутазилитов был визирем – советником халифа).
Была попытка навязать мутазилитскую акыйду, используя принудительный аппарат государства. В это сложное время имам Шафии был вынужден переселится из Ирака в Египет, Ахмад ибн Ханбаль был посажен в тюрьму, другие ученые были казнены.
«После того, как мутазилиты потеряли политическую силу, начинается активное противодействие. Появляется понятие «Ахлю-с-Сунна валь-джама’aт», и в ней формируются две школы в вопросах акыйды – Матуридиты и Ашариты», – резюмирует Абдулла хазрат Адыгамов.
Чтобы яснее дать представление касательно двух этих школ, доцент переходит к их описанию: «Имам Матуриди относится к периоду саляф. Он был одним из тех ученых, который оставил неоценимый вклад в исламской науке, в особенности – акыйде. Нельзя сказать – он привнес что-то новое, Абу Мансур аль-Матуриди лишь развил наследие учения Абу Ханифы. В его книге Китаб ат-Таухид идет подробный разбор отдельных сект, мнений ученых. Об имаме Абу-ль-Хасан аль-Ашари известно, что он в начальный период был мутазилитом. Затем покаявшись, активно стал вести борьбу с ними».
«Источником знаний является Пророк ﷺ, далее основоположниками ханафитско-матуридитского вероучения являются четыре сахаба – Абдуллах ибн Масгуд, Умар ибн аль-Хаттаб, Гали и Абдулла ибн Аббас. Мы берем знания у всех сахабов, но основоположники именно они», – подчеркивает лектор.
Абдуллах ибн Масгуд был назначен кадыем в Куфе, в город, в котором родился имам Абу Ханифа. В Куфу он привез знания двух людей – свою и Умара ибн аль-Хаттаба.
Далее Гали ибн Аби Талиб перенес столицу из Медины сюда, 4 года жил и оставил свои знания. Абдуллах ибн Аббас некоторое время жил здесь после смерти Гали. Важно то, что каждый из них оставил в Куфе свои знания, и именно это заложило основы нашего мазхаба.
Далее идут два куфийских ученых Алькама ибн Кайс и Ибрахим ан-Нахаи, за ними следует учитель Абу Ханифы – Хаммад ибн Аби Сулейман. Затем сам Абу Ханифа, потом Мухаммад аш-Шайбани.
После данных ученых ханафитское знание делится на две ветки. Одна уходит в Среднюю Азию через Абу Бакра ал-Джузджани к Абу Мансур аль-Матуриди. Вторая ветвь уходит в Египет через Абу Джафара Ахмада бин аби Имрана к Абу Джафару ат-Тахави.
Существуют также другие версии цепочки передачи.
«Таким образом, мы можем убедиться в том, что получаем чистое пророческое знание», – отмечает Абдулла хазрат.
В ходе лекции для полного понимания достоверности переданных знаний, теолог рассказал слушателям о ранее перечисленных ученых.
Алкама ибн Кайс родился при жизни Пророка ﷺ, но не застал его и поэтому относится к (мухадрамун). Большую часть знаний получил от Абдуллы Ибн Масгуда, который о своем ученике сказал: «Он читает все, что читаю я, и знает все, что знаю я».
Ибрахим ан-Нахаи застал таких сподвижников как Абдулла Ибн Масгуд, Зайд ибн Аркам, Мугира ибн Шугба и Анас ибн Малик.
Хаммад ибн Аби Сулейман учился у ранее упомянутых ученых, был основным учителем Абу Ханифы, табиин. Хаммад учился у таких сподвижников как Анас ибн Малик, Саил ибн Джубейр, Ибрахим ан-Нахаи, Саид ибн Мусайиб и Шагби.
Условно сформировался восточный (учение имама Матуриди) и западный (учение аль-Ашари) суннизм.
Учение Матуриди распространилось в Средней Азии, частично в Ираке, Шаме, Египет, в суннитской части Ирана, далее Афганистан, Пакистан, Индия, Бангалдеш, Поволжье (Татарстан, Башкирия), Сибирь, частично Кавказ, Турция, Босния и Герцеговина, Албания.
Еще больше информации: Ахлю Сунна валь Джама’а
Язгуль Закирова