Как мусульманам пережить смутные времена?
Смута (фитна, искушение) – одно из самых трудных явлений в жизни человека. Она не даёт ему ясно оценивать ситуацию, ввергает сердце в сомнения, мешает делать правильный выбор и поступки.
Фитны бывают как связанные с личным нафсом (страстями), так и с внешними факторами типа конфликтов сторон. Например, Аллах Субханаху ва Тааля говорит в Коране:
«Воистину, ваше имущество и ваши дети являются для вас искушением (обманчивым). У Аллаха же – великая награда. Бойтесь Аллаха насколько можете, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А те, кто убережён от собственной алчности являются преуспевшими!» (Ат-Та’абун, 15-16).
В аяте указывается на то, что имущество и дети настолько дороги для человека, что способны отвлечь его от истины и даже заставить пожертвовать её принципами ради них. Для избавления от такого влияния важно твёрдо установить в сердце приоритеты, поставив на первое место Слово Господа миров, от которого уже будет исходить и всё остальное.
Тогда можно быть уверенным в правильности и благости своих поступков, потому как при соблюдении верности, послушания Всевышнему, Он смотрит на раба с благосклонностью, довольством и обязательно дарует в награду хороший конец.
Но есть смуты, касающиеся положения общества, когда в нём распространяется греховное, безнравственность или даже происходят великие распри, ведущие к плачевным последствиям. Как правило, они развиваются настолько быстро, что трудно бывает понять с чего или с кого всё началось.
Читайте также: Собрание верующих: что делать, если не понимаешь пятничную проповедь?
В какой-то момент из-за этого люди приходят в замешательство и не могут ясно разобрать для себя происходящее: какую занять позицию, сторону, что делать, как реагировать. В итоге, многие оказываются в той или иной степени втянуты в фитну и наделавшими ошибок.
Потому сподвижник Пророка Хузейфа (р.а.) на вопрос: «Какая смута является наихудшей?» – ответил: «Когда перед тобой добро и зло, и ты не знаешь, что из них лучше совершить!» (Ибн Абдуль-Барр в «Аль-Исти’аб», 1/335).
Всевышний призывает остерегаться причин, приводящих к таким смутам и к богобоязненному образу жизни, являющемуся их профилактикой:
«Бойтесь искушения, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив (то есть, если не будете обращать внимания на порчу общества, это коснётся и вас). И знайте, что Аллах суров в наказании! (…) О, те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь, отпустит вам ваши прегрешения и простит вас. Воистину, Аллах обладает великой милостью!» (Аль-Анфаль, 25, 29).
Посланник Аллаха ﷺ также предупреждал верующих о тяжелейших смутах и давал напутствие в отношение них:
«Благополучие дано первым поколениям моей общины, а в будущем её постигнут бедствия и то, что вам не понравится. Искушения будут приходить так, что прежние будут казаться незначительными по сравнению с новыми. Придёт смута, и скажет верующий: «Вот она, моя погибель». Затем она пройдёт, придёт другая смута, и вновь он скажет: «Вот она, моя погибель». Поэтому, кто желает избавиться от адского Пламени и войти в райский Сад, тот пусть встретит свою смерть, будучи верующим, и пусть поступает с людьми также, как он желает, чтобы они поступали с ним» (Муслим);
Абдуллах бин Амр рассказывал, что однажды Посланник Аллаха ﷺ, сидевший в кругу своих сподвижников, упомянул о фитне и сказал: «Когда вы увидите, что люди нарушают свои договора, утратили доверие и стали разобщёнными, (…) пребывайте в своих домах, придерживайте свои языки, совершайте (из религии) то, что знаете и оставьте порицаемое. Придерживайтесь того, что связано с вами (займитесь собой и своей семьёй), оставив всеобщие дела!» (Ахмад, Абу Дауд и другие).
В другом хадисе Пророк ﷺ сказал: «Пусть тот из вас, у кого есть верблюды, следует за своими верблюдами, и пусть тот, у кого есть овцы, следует за своими овцами, и пусть тот, у кого есть земля, идёт к своей земле (то есть, займётся своими делами, не вмешиваясь в смуту)». Когда же его спросили о том, как быть при отсутствии возможности уйти от фитны таким способом, он ответил: «Пусть возьмёт свой меч и бьёт остриём по камням, пока не затупит его, а потом пусть спасается как может (всячески отказывается от участия в смуте)!» (Муслим, 2887).
Ещё он ﷺ сказал: «Поистине, счастлив тот, кто избежал участия в смутах! И счастлив тот, кто подвергся испытанию, но проявил терпение!» (Абу Дауд).
Из хадисов ясно, что во времена смут, когда всё приходит в расстройство, следует думать только о том, чтобы никак в этом замешанным не быть.
Очень тяжелы смуты, происходящие внутри мусульман, вне зависимости от того, к какому из течений они относятся. Особенно это опасно, если дело доходит до физических столкновений. В такое время следует хорошо помнить вышеупомянутые наставления Посланника Аллаха ﷺ, среди которых он сказал и следующее:
«Незадолго до Часа будут искушения, подобные тёмной-тёмной ночи, и будет человек просыпаться утром верующим, а вечером ложиться спать уже неверующим. И будет человек ложиться вечером верующим, а просыпаться утром уже неверующим. Сидящий в те дни будет лучше стоящего, стоящий же лучше идущего, а идущий лучше бегущего. Тогда ломайте ваши луки, режьте тетивы и затупляйте ваши мечи о камни. Если же к одному из вас войдут (с целью убить или навредить), пусть ведёт себя, как лучший из двух сыновей Адама – Хабиль (не отвечает взаимностью, а проявит терпение своей участи, ибо и убийца, и убитый, погибший, отвечая ему мечом – в огне)!» (Тирмизи, ибн Маджа).
Автор: Айна Замаева