• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Как может достичь успеха народ, который так поступил со своим Пророком ﷺ ?»

Время чтения: 7 мин
1852

لَيْسَ لَكَ مِنَ الأَمْرِ شَيْءٌ أَوْ يَتُوبَ عَلَيْهِمْ أَوْ يُعَذَّبَهُمْ فَإِنَّهُمْ ظَالِمُونَ (128)

«От тебя (о Мухаммад) это не зависит. Аллах либо примет их покаяние, либо накажет их, ибо они – злодеи» (Али Имран, 128).

В риваяте, переданном от Анаса ибн Малика, говорится: «В день битвы при Ухуде посланник Аллаха ﷺ был ранен в лоб и ему сломали правый нижний передний зуб. Он сказал: «Как может достичь успеха народ, который так поступил со своим Пророком?». И тогда был ниспослан аят «От тебя (о Мухаммад) это не зависит...» (Бухари, Магази, 21; Тирмизи, Тафсируль-Куръан, 3/10-11, хадис №: 3002-3003; Табери, Джамиуль-Байан, 4/57).

В риваяте, переданном от Катады сообщается, что посланник Аллаха ﷺ произнес эти слова, когда Салим, раб Абу Хузайфы (в другом риваяте говорится, что это был Али), вытирал кровь с его лица.

Также в одном из риваятов, переданных от Катады, сообщается, что у посланника Аллаха ﷺ была рассечена бровь и кровь текла по лицу, а полученный им удар был настолько сильным, что он упал на землю, несмотря на то, что на нем было две кольчуги.

В риваяте Раби`, переданном от Анаса, сообщается, что этот аят был ниспослан там (во время битвы при Ухуде), когда посланнику Аллаха ﷺ нанесли эти раны, он хотел призвать проклятья на курайшитов, но после ниспослания этого аята, не стал делать этого.

В риваяте, переданном от Миксама, сообщается следующая подробность: «Человеком, сломавшим зуб посланнику Аллаха ﷺ, был Утба ибн Аби Ваккас.

Посланник Аллаха ﷺ сделал следующее дуа: «О, Аллах! Пусть этот человек умрет до истечения года, будучи неверующим». И действительно, еще до истечения года, этот человек умер, будучи кяфиром» (Табери, Джамиуль-Байан, 4/57-58).

В одном из риваятов сообщается, что когда в день битвы при Ухуде увидел обезображенное тело своего дяди Хамзы ибн Абдульмутталиба, у которого были вырезаны внутренние органы, то он сказал: «Я обязательно причиню страдания тридцати из них», вслед за этим и был ниспослан этот аят (Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 8/217).

В качестве причины ниспослания данного аята помимо случая с получением посланником Аллаха ﷺ ран, также приводятся риваяты, в которых сообщается, что посланник Аллаха ﷺ хотел призвать проклятья на некоторых многобожников, но ниспослание этого аята запретило ему делать это.

Например, в риваяте, переданном от отца Салима сообщается, что он слышал, как посланник Аллаха ﷺ в последнем ракаате утреннего намаза выпрямившись из руку (поясного поклона) и сказав: «Самиаллаху лиман хамида. Раббана ва лякаль хамд», сказал: «О, Аллах! Прокляни такого-то, такого-то и такого-то».

«Аллах – наш покровитель, а у вас нет покровителя»
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, говорится: после того, как в день битвы при Ухуде с мусульманами произошло то, что произошло, посланник Аллаха ﷺ и его сахабы забрались на гору. Абу Суфьян подошел к подножию горы и прокричал: «О, Мухаммад! Рана за рану. Войны так и идут – попеременно. Один день побеждаете вы, в другой день побеждаем мы».
16.02.2022
3240

Вслед за этим Аллах Всевышний ниспослал аят «От тебя (о Мухаммад) это не зависит...» (Бухари, Магази, 21; Тафсируль-Куръан, 3/9).

В риваяте, переданном от Салима ибн Умаййи, сообщается, что данный аят был ниспослан, когда посланник Аллаха ﷺ призывал проклятья на Сафвана ибн Умаййу, Сухайля ибн Амра и Аль-Хариса ибн Хишама (Бухари, Магази, 21).

В риваяте, переданном от Ибн Умара сообщается, что Абу Суфьян, Аль-Харис ибн Хишам и Савфан ибн Умаййа, на которых посланник Аллаха ﷺ призывал проклятья в день битвы при Ухуде, в последствии покаялись.

Аллах Всевышний принял их покаяния, приняли Ислам, причем став хорошими мусульманами (Тирмизи, Тафсируль-Куръан, 3/12, хадис №: 3004; Табери, Джамиуль-Байан, 4/58).

В другом риваяте, переданном от Ибн Умара сообщается, что (в день битвы при Ухуде) посланник Аллаха ﷺ призывал проклятья на четырех человек, однако в риваяте не упоминается их имен, а также указывается, что впоследствии Аллах Всевышний всех их вывел на истинный путь (Тирмизи, Тафсируль-Куръан, 3/13, хадис №: 3005).

Суюти в своем тафсире «ад-Дурруль-Мансур» приводит риваят, переданный от Ибн Умара, в котором сообщается, что посланник Аллаха ﷺ призывал проклятья на четырех человек: на Абу Суфьяна, Аль-Хариса ибн Хишама, Сухайля ибн Амра и Савфана ибн Умаййу.

По всей видимости Суюти объединил несколько риваятов, приведя их как один риваят (Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 2/312).

По поводу риваятов, касающихся проклятий, призываемых посланником Аллаха ﷺ, то риваяты Абдуррахмана ибн Хариса и Абу Хурайры, отличаются от других.

Абу Хурайра говорил: «Во время утреннего намаза, посланник Аллаха ﷺ во втором ракаате выпрямившись после поясного поклона, сказав: «Самиаллаху лиман хамидах ва Раббана лякаль-хамд» остался стоять на ногах, говоря: «О, Аллах! Спаси Аль-Валида ибнуль-Валида, Саляму ибн Хишама, Аййаша ибн Рабиа и всех слабых верующих! О, Аллах! Ниспошли племени Мудар семь голодных лет подобных семи голодным годам Юсуфа. О, Аллах! Прокляни племена Лихъян, Ри`ль, Завкан и восставших против Аллаха и Его посланника Усаййу». Затем, в соответствии с тем, что дошло до нас после того, как Аллах Всевышний ниспослал аят «От тебя (о Мухаммад) это не зависит.Аллах либо примет их покаяние, либо накажет их, ибо они – злодеи», посланник Аллаха ﷺ отказался от проклятий» (Муслим, Масаджид, 294; Табери, Джамиуль-Байан, 4/58).

Во втором риваяте, переданном Муслимом от Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха ﷺ стал призывать проклятья только на племя Мудар, не упоминая других племен (Муслим, Масаджид, 295).

Читайте также: Урок от Пророка ﷺ: как справиться с трудностями

По сути проклятья, которые посланник Аллаха ﷺ призывал на племена Лихъян, Ри`ль, Завкан и Усаййа после трагедии в Биру Мауна, а также дуа о ниспослании тягот племени Мудар и о помощи слабым мусульманам, являются разными мольбами.

Фахруддин ар-Разы отдал предпочтение тем риваятам, в которых говорится, что данный аят был ниспослан в ответ на проклятья, которые посланник Аллаха ﷺ призывал на курайшитов в день битвы при Ухуде, а не риваяту Мукатиля, в котором говорилось, что ниспосланием этого аята Аллах Всевышний запретил призыв проклятий на племена  Лихъян, Ри`ль, Завкан и Усаййа после трагедии в Биру Мауна, когда посланник Аллаха ﷺ на протяжении тридцати или сорока дней подряд призывал на них проклятья (Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 8/218).

Риваят, переданный Муслимом от Анаса ибн Малика, привносит ясность в данный вопрос. В этом риваяте сообщается, что после трагедии в Биру Мауна, когда были убиты сорок (а в соответствии с другим риваятом, семьдесят) курра (чтецов Корана) посланник Аллаха ﷺ на протяжении тридцати дней подряд во время утреннего намаза призывал проклятья исключительно на убийц мусульман. После чего был ниспослан аят, в котором говорилось: «Передайте нашему народу, что мы встретились с нашим Господом. Он остался доволен нами и мы довольны им...».

Спустя какое-то время этот аят был отменен (Муслим, Масаджид, 297. В Китабуль-Масаджид сборника Муслима, в хадисах с 294 по 308 рассказывается о проклятиях, которые посланник Аллаха ﷺ призывал на племя Мудар (Курайш) и на убийц, которые принимали участие в убийстве мусульман в Биру Мауна).

Из всех риваятов, связанных с причиной ниспослания данного аята, самым странным является риваят, упомянутый Суюти и приведенный от Ибн Умара, в котором говорится: «Один человек из курайшитов пришел к посланнику Аллаха ﷺ и сказал:

«Ты запрещаешь оскорбления и сквернословие, не так ли?», после чего повернулся к посланнику Аллаха ﷺ спиной, снял штаны, оголив заднюю часть, и прочитал проклятья в его адрес. И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «От тебя (о Мухаммад) это не зависит...».

Спустя некоторое время этот человек принял Ислам и стал достойным мусульманином (Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/83).

Перевод смыслов Корана: «Нет принуждения в религии»
Мы рады представить читателю новый комментированный перевод смыслов Досточтимого Корана на русский язык, выполненный под эгидой Духовного управления мусульман Республики Татарстан.
28.02.2022
3369

Автор: Islam Today

Социальные комментарии Cackle