Как достичь мудрости?
«Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом. Однако поминают назидание только обладающие разумом», – говорит Всевышний Аллах в суре «аль-Бакара», сообщая нам, что мудрость является великой милостью, многократно превосходящей любые богатства этого мира. Что же собой представляет мудрость?
Мудростью в религии называют разные вещи:
• Сунна
«Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих, который прочтет им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости и очистит их. Воистину, Ты – Могущественный, Мудрый» (аль-Бакара, 129). Ученые-толкователи утверждают, что под мудростью здесь подразумевается пророческая сунна.
• Пророчество
«Они разгромили их по воле Аллаха. Давуд (Давид) убил Джалута (Голиафа), и Аллах даровал ему царство и мудрость и научил его тому, чему пожелал. Если бы Аллах не сдерживал одних людей посредством других, то земля пришла бы в расстройство. Однако Аллах милостив к мирам» (аль-Бакара, 251).
Аллах даровал Дауду великую власть, и он стал царем израильтян, а также Аллах избрал его пророком среди них.
• Понимание религии, разумность
Это основное значение слова «мудрость». Всевышний Аллах сказал: «Мы даровали Лукману мудрость: «Благодари Аллаха! Тот, кто благодарит, поступает только во благо себе. А если кто неблагодарен, то ведь Аллах – Богатый, Достохвальный» (Лукман, 12). Разъяснение значение этого слова, Абу Исмаил аль-Харави (р.а.) писал: «Мудрость – это ставить каждую вещь на ее законное место».
Имам ан-Навави (р.а.) давал этому понятию следующее значение: «Мудрость представляет собой знания, сопровождаемые действием, нравственностью, следованием истине и отдалением ото лжи и заблуждения».
Степени мудрости
Раз мудрость – это совокупность знаний и различных благородных качеств, она не может быть одинаковой у всех. Ученые выделяют три основные степени мудрости:
1. Соблюдение прав и неспешность.
Столпами этой степени являются знание, неспешность и благоразумие. Противоположностями этого считается невежество, спешка и безрассудство.
Люди, которые обладают мудростью данной категории, соблюдают права других, никогда не торопят события и все делают своевременно. Все их действия гармоничны, в них мало упущений и нет в них чрезмерности.
2. Признание справедливости Аллаха и Его мудрости.
Мудрый человек во всех действиях Всевышнего Аллаха видит мудрость и справедливость. Он никогда не терзает себя вопросами, например, почему Аллах одних создал здоровыми, а других инвалидами, или почему за ослушание и неверие 70 лет Аллах ввергает людей в Ад навечно?
Аяты Корана о справедливости и мудрости Господа являются для него ясными и достаточными аргументами:
«Аллах не совершает несправедливости даже весом в пылинку, а если поступок окажется благим, то Он приумножит его и одарит от Себя великой наградой» (ан-Ниса, 40).
3. Различение истины ото лжи и соответствие истине во всех суждениях.
Этой степенью мудрости обладали пророки и посланники, мудрецы, к примеру, Лукман аль-Хаким, некоторые сподвижники Пророка (с.а.с.) и некоторые предшественники.
Как же достичь мудрости?
Избранным рабам Всевышний Аллах дарует мудрость с самого рождения, от природы. Они говорят и действуют, согласно истине и довольству Всевышнего. Великий сподвижник Абу Муса аль-Аш'ари (р.а.) говорил об этом: «Мудрость не связана с возрастом человека. Она – подарок Всевышнего Аллаха тем, кому Он пожелает. Остерегайтесь же низких поступков и придерживайтесь благого нрава».
Однако это не значит, что мудрости нельзя достичь. Ученые ислама давали разные советы, как стать мудрым, некоторые из них мы приведем ниже.
• Требование знаний
Без соответствующих религиозных знаний человек не сможет узнать об именах и атрибутах Всевышнего Аллаха, не сможет самостоятельно Ему поклоняться и выводить суждения относительно тех или иных ситуаций.
• Праведное общество
Одним из важнейших факторов, влияющих на праведность и самосовершенствование человека, является праведное общество. Мудрец Лукман так наставлял своего сына: «О, сынок! Посещай общество ученых людей, ведь Аллах оживляет посредством их мудрости сердца, подобно тому, как Он оживляет мертвую землю посредством обильного дождя».
• Усердное поклонение и отдаление от грехов
Хасан аль-Басри (р.а.) говорил: «Кто усердно поклонялся Аллаху в молодости, тому Аллах дарует мудрость в зрелости (старости). Это обещание Аллаха: «Когда он достиг зрелого возраста, Мы даровали ему власть (мудрость или пророчество) и знание. Так Мы воздаем творящим добро» (аль-Касас, 14).
Имам Ибн аль-Джаузи (р.а.) писал: «У каждой двери есть ключ, а ключ от двери мудрости – удержание своих страстей».
• Молчание
Отдаление от пустословия и праздных речей спасает от многих грехов и ошибок. Мудрые люди говорят лишь благое или же молчат. Посланник Аллаха (с.а.с.) в достоверном хадисе сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и Судный день, говорит благое или молчит».
Вахб ибн Мунаббих (р.а.) говорил: «Врачи единогласно заверяют: самым важным в медицине является профилактика. Мудрецы же единогласны в том, что во главе мудрости стоит молчание».
• Знать свои границы
Одним из путей достижения мудрости является то, о чем говорил Лукман аль-Хаким в своем наставлении: «Мудрости я добился двумя вещами: не брал на себя сверх того, что мог выполнить, и делал до конца то, что обязался сделать».
Islam-today